Основные принципы дозирования и контроля физических нагрузок во время занятий физической культурой


Динамические нагрузки

Полезнее всего для организма динамическая нагрузка – то есть движение. К этому типу физической активности относятся бег, плавание, пешая ходьба, а также такие популярные упражнения как выпады, приседания, скручивания.

Что дают регулярные динамические нагрузки?

  • Проработанная программа упражнений помогает строить тело;
  • Упражнения способствуют росту мышечной массы;
  • Возрастает энергопотребление – причем не только в процессе нагрузки, но и в покое;
  • Увеличивается объем легких и глубина дыхания;
  • Все ткани организма интенсивнее снабжаются кислородом;
  • Улучшается обмен веществ;
  • Снижается риск развития заболеваний опорно- двигательного аппарата.

Статические нагрузки

Нагрузка – это не обязательно движение. Длительное пребывание в одном положении тоже может быть для мышц нагрузкой. Если состояние здоровья не позволяет вам практиковать динамичные нагрузки, вы можете прибегать к статическим. Они не требуют активного движения, напротив – в процессе вы должны сохранять определенное положение или очень медленно менять его (как, например, в йоге или пилатесе). Такие нагрузки показаны даже при заболеваниях сердечно-сосудистой системы или опорно-двигательного аппарата, которые не позволяют заниматься динамической активностью.

Основные принципы дозирования и контроля физических нагрузок во время занятий физической культурой

Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозированная физическая нагрузка остается универсальным методом профилактики ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, ожирения и других заболеваний. В последнее время отмечается определенный рост интереса населения к регулярным занятиям физической культурой.

За врачебной консультацией обращаются люди, которые хотят получить практические рекомендации по построению, планированию и контролю нагрузок во время занятий физической культурой. Врач должен рекомендовать определенный режим физических нагрузок, соответствующий уровню тренированности организма с учетом имеющейся хронической патологии.

Вашему вниманию предлагается информационный материал, раскрывающий основные цели, задачи и принципы построения физической тренировки.

  • Оценка физического здоровья

Если вашему клиенту менее 35 лет и у него отсутствуют признаки каких-либо заболеваний, то ему в принципе нет необходимости обращаться к врачу за консультацией перед началом регулярных занятий физической культурой. Но если он старше 35 лет, и он не занимался спортом или физической культурой в течение последних нескольких лет, то медицинское освидетельствование необходимо, особенно если имеют место следующие отклонения в здоровье:

  • повышенное артериальное давление;
  • наличие в анамнезе сердечных приступов;
  • наличие в семейном анамнезе указаний на раннее развитие сердечной патологии или смертных случаев от сердечно-сосудистых заболеваний;
  • частые приступы головных болей или головокружения;
  • значительная степень одышки при незначительной физической нагрузке;
  • артриты и различная патология опорно-двигательного аппарата;
  • другие возможные хронические заболевания.

Физические нагрузки практически безопасны для людей с исходно хорошим уровнем физического здоровья, прошедших полноценное медицинское освидетельствование и получивших адекватные медицинские рекомендации.

  • Основные понятия физического здоровья

Физическую тренированность можно охарактеризовать как способность организма комфортно переносить повседневные физические нагрузки и успешно справляться с резко возникающими стрессовыми ситуациями. На индивидуальный уровень физической работоспособности влияют такие факторы, как возраст, пол, наследственность, наличие вредных привычек, характер питания. Понятие физического здоровья (physical fitness), или тренированности организма, включает в себе несколько компонентов.

Тренированность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (сardiorespiratory еndurance)

— компонент общей тренированности организма, отражающий способность данных систем адекватно обеспечивать жизнедеятельность организма при физической нагрузке различной интенсивности и продолжительности. На практике этот показатель можно оценить, учитывая способность человека выдерживать продолжительную физическую нагрузку, например бег, плавание, ходьба на лыжах и т. п.

Мышечная сила (muscular strength)

— способность мускулатуры совершать максимально возможную механическую работу за короткое время. Данный компонент тренированности организма на практике оценивается, например, для пояса верхних конечностей, по максимальной величине поднятого веса.

Мышечная выносливасть (muscular endurance)

— способность мускулатуры совершать механическую работу различной продолжительности и кратности. Например, повторное поднятие тяжестей определенного веса используется для определения мышечной выносливости верхнего плечевого пояса.

Гибкость (flexibility)

— способность совершать механическую работу, используя при этом максимально возможный диапазон движений. Сгибание туловища в сидячем положении — простой и объективный метод оценки гибкости поясничного отдела позвоночника и нижних конечностей.

Телосложение (body composition)

— соотношение между жировой тканью организма и общей массой скелетной мускулатуры, костной ткани и внутренних органов. Индивидуально подобранные физические упражнения способствуют снижению массы жировой ткани и увеличению мускулатуры определенных участков тела.

  • Структура тренировочных занятий

Продолжительность и количество тренировок в неделю, а также интенсивность физических нагрузок определяются уровнем тренированности организма, возрастом, наличием или отсутствием каких-либо хронических заболеваний, а также социальными потребностями человека.

Любая индивидуальная тренировочная программа должна включать упражнения, направленные на гармоничное развитие всех основных компонентов физического здоровья. Любое тренировочное занятие должно состоять из разминки (warmup), основной нагрузки и заминки (cooldown).

Ниже приведена структура тренировочного занятия, рассчитанная на среднего здорового человека и направленная на поддержание минимального уровня физического здоровья организма. Она включает наиболее популярные виды тренировочных упражнений.

Разминка продолжается пять-десять минут и включает в себя физическую нагрузку слабой интенсивности (ходьбу, медленный бег, упражнения на гибкость, вращательные и маховые движения верхними и нижними конечностями). Она направлена на подготовку сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательных систем к основной тренировочной нагрузке. Ниже приведены основные типы основной тренировочной нагрузки.

Тренировка на развитие мышечной силы (muscular srength) проводится минимум два раза в неделю в течение 20 минут. Наиболее эффективным способом развития мышечной силы является подъем тяжестей.

Тренировка на развитие мышечной выносливости (muscular endurance) должна проводиться, по крайней мере, три раза в неделю по 30 минут и включать в себя упражнения для основных групп мышц: ритмические и пластические упражнения, отжимания, приседания, подтягивания, повторные поднятия тяжестей.

Тренировка на развитие тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (cardiorespiratory endurance) проводится три раза в неделю в течение 20 минут и включает в себя продолжительную физическую нагрузку, осуществляемую в аэробном режиме. Наиболее распространенные виды такой нагрузки — быстрая ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля, ходьба на лыжах, а также игровые виды спорта (баскетбол, гандбол и т. п.).

Тренировка на развитие гибкости (flexibility) должна проводиться ежедневно во время разминки или заминки и включать упражнения на гибкость и растяжение. Заминка (сooldown) включает в себя нагрузку низкой интенсивности (например, ходьба или бег в медленном темпе), а также упражнения на развитие гибкости продолжительностью пять-десять минут.

  • Основные принципы занятий фитнесом

Специфичность

— необходимость выбора определенного комплекса физических упражнений, направленных на развитие и укрепление групп мышц, которые более всего задействованы при определенном типе мышечной деятельности. Желательно комбинировать различные виды физической нагрузки (плавание, бег, ходьба, лыжи и т. д.) для более гармоничного развития организма, а также в целях профилактики травматизма.

Физическая нагрузка должна быть достаточной по интенсивности и продолжительности, чтобы обеспечивать рост или поддержание оптимального уровня тренированности организма.

Регулярность физических нагрузок.

Тренировочные занятия должны быть регулярными. Минимум три тренировочных занятия в неделю необходимы для поддержания оптимального уровня тренированности.

Прогрессия.

Постепенное увеличение интенсивности, продолжительности и/или частоты тренировочных занятий — необходимое условие для оптимального повышения уровня тренированности организма.

  • Интенсивность физических нагрузок и контроль частоты сердечных сокращений

Физическая нагрузка бывает разной интенсивности и продолжительности. Выделено четыре основных зоны интенсивности физических нагрузок (см. рис. 1), каждой из которых соответствует определенный уровень биоэнергетических процессов и диапазон частоты сердечных сокращений (ЧСС):

1.

Физическая нагрузка малой интенсивности с ЧСС менее 75% от ее максимального значения (ЧСС макс.);
2.
Физическая нагрузка поддерживающего характера с ЧСС от 75 до 85% от ЧСС макс., осуществляемая в аэробном режиме энергообеспечения;
3.
Физическая нагрузка развивающего характера с ЧСС от 85 до 95% от ЧСС макс. и переходным аэробно-анаэробным режимом энергообеспечения;
4.
Физическая нагрузка субмаксимальной и максимальной интенсивности с ЧСС более 95% от ЧСС макс. и анаэробным режимом энергообеспечения.

У каждого человека имеются свои индивидуальные границы зон интенсивности нагрузки. Для более точного определения этих границ с целью последующего контроля спортивных нагрузок используется специальное тестирование. В основе его лежит ступенчато возрастающая до максимально возможного (“работа до отказа”) уровня тестовая нагрузка.

Нетренированным и слабо подготовленным людям подобное тестирование противопоказано. Для определения зон интенсивности в этом случае используется более простой расчетный метод. Можно легко рассчитать границы каждой зоны интенсивности, зная возрастное значение ЧСС макс., которое определяется по формуле 220 минус возраст.

Для оздоровительных целей, как правило, рекомендована физическая нагрузка в пределах I и II зон интенсивности. Нагрузки большей интенсивности являются привилегией спорта и требуют достаточно высокого уровня подготовленности.

Исследования показали, что нагрузка с интенсивностью 60-70% от ЧСС макс. наиболее эффективна для сжигания жира, поэтому она используется для коррекции избыточного веса тела:

Целевая зона
Возраст (лет)ЧСС (уд./мин)
20120-140
30114-133
40108-126
50102-119
6096-112

Для повышения тренированности сердечно-сосудистой системы используется нагрузка с интенсивностью 60-80% от ЧСС макс:

  • Контроль частоты сердечных сокращений во время тренировочных занятий и при осуществлении реабилитационных программ

Мониторирование частоты сердечных сокращений является универсальным методом контроля и регулирования интенсивности физических нагрузок. Мониторинг ЧСС — обязательное условие для безопасного и дозированного применения физических нагрузок у определенного контингента людей: пожилых; страдающих сердечно-сосудистой патологией; проходящих реабилитацию после перенесенного инфаркта миокарда и других тяжелых заболеваний.

Целевая зона
Возраст (лет)ЧСС (уд./мин)
20120-160
30114-152
40108-144
50102-136
6096-128

В последнее время с этой целью чаще всего используются мониторы сердечного ритма, которые осуществляют непрерывную регистрацию ЧСС. Принцип работы мониторов сердечного ритма аналогичен регистрации электрических биопотенциалов сердца на поверхности грудной клетки, используемой при записи ЭКГ. Монитор сердечного ритма состоит из двух частей: нагрудного пояса с электродами и передатчиком ЭКГ-сигналов и непосредственно монитора сердечного ритма или приемника, имеющего вид наручных часов. Передача сигналов от нагрудного передатчика на монитор сердечного ритма осуществляется телеметрически. Существует несколько моделей мониторов сердечного ритма, различающихся набором специальных функций. Обязательным для всех мониторов является непрерывная регистрация величины сердечного ритма, а также звуковая и визуальная сигнализация при выходе ЧСС за границы предварительно установленной целевой зоны сердечного ритма. Эти функции необходимы для дозирования интенсивности и продолжительности физических нагрузок, когда необходимо строгое соблюдение пульсового режима.

Предоставленная вашему вниманию информация раскрывает только основные принципы планирования и контроля нагрузок во время занятий физической культурой. Надеемся, что предложенный материал поможет вам в вашей практической врачебной деятельности.

Как рассчитывать ЧСС для спорта

Аббревиатура ЧСС расшифровывается как «частота сердечных сокращений», иначе говоря, это пульс. Самый простой способ его измерить – приложить палец к запястью примерно на 3-5 см ниже сгиба кисти и посчитать частоту пульса за 15 секунд. Умножьте полученный результат на 4, чтобы получить количество сердечных сокращений за одну минуту.

Эту же работу легко проделывают современные фитнес-браслеты и умные часы. Если вы только начали заниматься спортом – эти устройства помогут вам отслеживать дневную активность и ЧСС.

Измерять пульс в процессе нагрузок очень важно: это позволяет понять, как ваше сердце реагирует на физическую активность, и не допустить перегрузок.

У взрослого человека пульс в покое должен варьировать от 60 до 80 ударов. При нагрузке нормой считается показатель до 200 ударов – причем показатель 100-130 ударов в минуту относится к зоне умеренных нагрузок, при которых интенсивно сжигается жир. 130-170 ударов в минуту – это уже интенсивные нагрузки, которые подходят для тренировки сердца. Выше – тренировки высокой интенсивности, которые выступают стрессом для организма. Заниматься с таким пульсом можно только под руководством опытного тренера.

Обратите внимание, что пульс может быть выше, если вы занимаетесь в душном помещении, заболеваете или выпили кофе незадолго до тренировки. В этом случае следите за своим самочувствием – чем выше пульс, тем тяжелее переносится нагрузка.

Правила измерения пульса

Измерение пульса на сонной артерии: кончики пальцев перпендикулярно подносим к линии соединения головы и шеи (примерно посредине между ухом и подбородком). Вы должны ощутить ритмичное биение артерии под пальцами.

Теперь, глядя на секундную стрелку часов или секундомер, подсчитываем число ударов за 10 секунд и умножаем на 6. Получаем частоту пульса за 1 минуту. Например, за 10 секунд 13 ударов, значит, пульс за 1 минуту – 78 ударов.

Мы рекомендуем производить замер пульса утром в положении лежа (не вставая с постели). Перейдя в положение сидя сразу повторите замер (в положении сидя пульс участится).

Если показания будут различаться более, чем на 10 ударов в минуту, это может означать переутомление на предшествующем тренировочном занятии, недостаточный сон.

Необходимо проанализировать режим дня и соответствие объема тренировок вашему уровню подготовки и состоянию. Возможно, снизить нагрузку (снизив интенсивность или количество тренировок).

Частота сердечных сокращений

Если ежедневно утром фиксировать величину пульса, то со временем (на фоне регулярных тренировок в течение 4-6 и более недель) можно заметить, что эта величина чуть уменьшается, то есть сердце за минуту сокращается меньшее количество раз, чем до начала тренировок.
Это связано с тем, что регулярными физическими нагрузками вы тренируете сердечную мышцу, и сердце перестраивается на более экономный режим работы. Это нормальное физиологическое явление. У длительно тренирующихся людей (профессиональных спортсменов) ЧСС за минуту составляет 48-58 ударов.

Наиболее эффективными занятиями для тренировки кардиореспираторной системы являются аэробика, интервальные нагрузки, бег, велосипед.

Если вы не тренировались ранее, а исходный пульс при неоднократном самоконтроле менее 55-60 ударов в минуту даже при хорошем самочувствии (отсутствии каких-либо жалоб), мы рекомендуем обратиться к врачу, так как это может быть признаком нарушения работы сердца (слабость синусового узла, блокады различной степени и других состояний).

Если же постоянно обнаруживается учащенный пульс – более 90 ударов в минуту – это может быть следствием вашего дискомфортного эмоционального состояния (волнение, тревога и т. д.), а также может быть признаком различных патологических состояний (простудное заболевание или период выздоровления после него, анемия, заболевания щитовидной железы и т. д.), требующих осмотра доктора, после которого будет принято решение о возможности и объёме нагрузки.

Ритмичность пульса

В норме пульсовая волна распространяется через одинаковые промежутки времени. Бывает минимальная погрешность – при самоконтроле она незаметна.

Если же при подсчёте пульса есть ощущение, что он замедляется, или удар “выпадает” (зачастую это сопровождается субъективным ощущением “перебоев” в работе сердца, “замиранием”, “переворотом” сердца), мы рекомендуем обратиться к терапевту или кардиологу. По результатам осмотра будет принято решение о необходимости дополнительного обследования, возможности и объёме нагрузки на тренировках.

Артериальное давление и спорт

В норме артериальное давление у человека должно составлять примерно 120\80. Но у людей, которые ведут здоровый образ жизни, давление может быть и ниже – например, в пределах нормы давление 100/60.

Гипертоникам спорт не противопоказан – но им нужно внимательно следить за уровнем нагрузок и начинать занятия в щадящем режиме. Можно начать с ходьбы – сначала приучить себя ходить больше, затем – наращивать темп. Позже можно перейти на бег или плавание.

К тренировкам лучше приступать после консультации с лечащим врачом.

ВАЖНО! Если ваше артериальное давление превышает 190\110 хотя бы периодически, если при физических нагрузках возникает чувство жжения или давления в груди, интенсивные тренировки, к сожалению, вам противопоказаны. Но вы можете заниматься статическими нагрузками, например, йогой.

Частота сердечных сокращений[править | править код]

Источник:
«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».Редактор
: Жуков А.Д.
Изд.
: Юнеско, 2011 год.

Средняя частота сердечных сокращений в состоянии покоя составляет 60-80 ударов в минуту и иногда может превышать 100 ударов в минуту у людей средних лет, ведущих сидячий образ жизни. Известно, что у тренированных выносливых атлетов, находящихся в хорошей форме, минимальная частота сердечных сокращений в состоянии покоя составляет 28-40 ударов в минуту.

Рис. 4. Частота сердечных сокращений увеличивается пропорционально увеличению нагрузки на велосипедном эргометре, в конечном счете достигая максимального значения (ЧССmах). У нетренированных людей она увеличивается быстрее, чем у хорошо натренированных. У тренированного человека линейное увеличение с ростом нагрузки выглядит более явным

Перед началом физической нагрузки частота сердечных сокращений обычно увеличивается, намного превышая нормальные показатели в состоянии покоя. Как упоминалось выше, эта упреждающая реакция, вероятно, возникает благодаря выделению нейромедиатора норадреналина симпатической нервной системой и гормона адреналина надпочечниками. Тонус блуждающего нерва, возможно, также снижается.

Увеличение частоты сердечных сокращений почти пропорционально увеличению интенсивности физической нагрузки и потреблению кислорода вплоть до полного изнеможения (рис. 4). Чем меньше натренирован человек, тем выше частота сердечных сокращений. К увеличению частоты сердечных сокращений во время физической нагрузки приводят уменьшение тонуса блуждающего нерва и увеличение симпатической стимуляции сердца. Нужно также помнить, что психогенное увеличение частоты сердечных сокращений может быть значительным.

Начиная с возраста 10-15 лет максимальная частота сердечных сокращений начинает незначительно, но стабильно снижаться -примерно на 1 удар в год. Это — очень надежная величина, которая остается неизменной изо дня в день. У взрослых максимальную частоту сердечных сокращений можно вычислить следующим образом:

ЧССмах = 220 минус возраст в годах

При постоянном уровне субмаксимальной нагрузки частота сердечных сокращений увеличивается, а затем выравнивается, поскольку потребность в кислороде для этой деятельности была удовлетворена. При каждом последующем увеличении интенсивности частота сердечных сокращений достигнет новой установившейся величины в пределах 1-2 мин. Однако чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше уходит времени на достижение этой установившейся величины.

Понятие установившейся частоты сердечных сокращений представляет собой основу для нескольких тестов, разработанных для оценки физической подготовки. При этих тестах людей помещают на тренажер, например, велоэргометр или бегущую дорожку, и они тренируются при стандартных уровнях нагрузки. У тех, чья физическая подготовка лучше, судя по их кардиореспираторной выносливости, установившаяся частота сердечных сокращений на данном уровне нагрузки будет ниже, чем у менее тренированных людей.

Во время длительной физической нагрузки, вместо выравнивания, частота сердечных сокращений может продолжить устойчиво увеличиваться при том же уровне нагрузки. Это явление называют кардиоваскулярным сдвигом, который вызван уменьшением венозного возврата к сердцу. Частота сердечных сокращений продолжает увеличиваться, чтобы сохранить минутный объем сердца (сердечный выброс) и кровяное давление на том же самом уровне, несмотря на уменьшение венозного возврата. Уменьшить венозный возврат может сокращение объема плазмы, вызванное фильтрацией жидкости из крови или избыточным потоотделением во время длительной физической нагрузки. Уменьшение тонуса симпатической нервной системы может также сыграть свою роль в уменьшении венозного возврата к сердцу.

Во время силовых упражнений, например, при поднятии тяжестей, частота сердечных сокращений ниже, чем во время физической нагрузки на выносливость, такой как бег. При одинаковом произведенном усилии при физической нагрузке на верхнюю часть тела ЧСС выше, чем при нагрузке на нижнюю. Физическая нагрузка на верхнюю часть тела приводит также к более высокому потреблению кислорода, среднему артериальному давлению и общему периферическому сопротивлению сосудов. Более высокая нагрузка на кровообращение при тренировке верхней части тела является результатом меньшей мышечной массы, повышенного внутригрудного давления и меньшей эффективности «мышечного насоса» — все это уменьшает венозный возврат крови к сердцу.

Частота сердечных сокращений, умноженная на систолическое кровяное давление,дает произведение ЧСС на давление (ПЧД), которое позволяет оценить нагрузку на сердце во время физической нагрузки:

ПЧД — ЧСС х систолическое кровяное давление.

Зарядка на рабочем месте

Каждый знает о том, что сидячий образ жизни негативно сказывается на здоровье. Недаром большинство офисных работников, которые до 10 часов в день находятся в сидячем положении, имеют заболевания опорно-двигательного аппарата.

Чтобы предотвратить развитие недугов, специалисты рекомендуют каждые два часа производить небольшую разминку на рабочем месте. Выглядит это следующим образом:

  • Сначала уделите внимание шее. Медленно вращайте голову вперед-назад, вверх-вниз. Повторите это как минимум 10 раз.
  • Затем разомните руки. Поднимите их вверх, скрепите ладони «в замок» и потянитесь как можно выше. Далее сделайте круговые движения плечами, 10 раз.
  • Уделите внимание запястьям. Сделайте 15 круговых движений кистями.
  • Встаньте на пол, и постарайтесь дотянутся ладонями до стоп, не сгибая колен. Если не получается – тянитесь настолько, насколько можете. Зафиксируйте положение на 15 секунд.
  • Сядьте на край стула, вытяните ноги перед собой, не сгибая колен. Держа спину прямо, потяните стопы на себя, а затем назад.

Такой комплекс необходимо осуществлять каждые 2-3 часа на работе.

Тесты по физической культуре

ВАРИАНТ
II
1.
Физическая культура представляет собой

а. Урок, во время которого выполняются физические упражнения.

б. Воспитание физических качеств и обучение двига­тельным действиям.

в. Часть человеческой культуры.

г. Результат совершенствования способностей людей.

2.
Физическая культура ориентирована на совершенство­вание

а. Двигательных действий.

б. Природных физических свойств человека.

в. Физических и волевых качеств людей.

г. Работоспособности человека.

3.
Отличительным признаком физической культуры яв­ляется

а. Процесс воспитания физических качеств.

б. Физическое развитие людей.

в. Обучение двигательным действиям. г. Выполнение физических упражнений.

4.
Под физическим развитием понимается

а. Комплекс таких показателей, как рост, вес, окруж­ность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамо­метрия.

б. Уровень, обусловленный наследственностью и регу­лярностью занятий физической культурой и спортом.

в. Процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

г. Характеристики мышечной силы, быстроты, вынос­ливости, гибкости, координации.

5.
Физическая подготовленность, приобретаемая в процес­се физической подготовки к трудовой или иной дея­тельности, характеризуется

а. Уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта.

б.Устойчивостью к процессу утомления и воздействию различных неблагоприятных факторов.

в.Высокими результатами в учебной, трудовой и спор­тивной деятельности.

г.Хорошим развитием систем дыхания, кровообраще­ния, достаточным запасом надежности, эффективности и экономичности.

6.
Физическими упражнениями называются

а. Формы двигательных действий, повышающие рабо­тоспособность человека.

б. Движения, выполняемые на уроках физической куль­туры и во время утренней гимнастики.

в. Сочетания двигательных действий, способствующие решению задач физического воспитания.

г. Двигательные действия, дозируемые по величине на­грузки и продолжительности выполнения.

7.
Нагрузка физических упражнений характеризуется

а. Величиной их воздействия на организм.

б.Целью занятия.

в. Самочувствием во время занятия.

г. Временем и количеством повторений двигательных действий.

8.
Величина нагрузки физических упражнений обусловле­на

а. Продолжительностью выполнения двигательных дей­ствий.

б.Сочетанием объема и интенсивности двигательных действий.

в. Количеством повторений двигательных действий.

г. Интенсивностью выполнения двигательных действий.

9.
Если после выполнения упражнений ЧСС за 30 секундвосстанавливается до уровня, который был в началеурока, то это свидетельствует, что нагрузка

а. Переносится организмом относительно легко.

б. Мала и ее следует увеличить.

в. Достаточно большая, но ее можно повторить.

г. Чрезмерная и ее надо уменьшить.

10.
Интенсивность выполнения упражнений можно опреде­лить почастотесердечных сокращений. Умеренная ин­тенсивность вызывает увеличение пульса до
а. 120-130 ударов в минуту.

б. 130-140 ударов в минуту.

в. 140-150 ударов в минуту.

г. 150 и более ударов в минуту.

11.
Регулярные занятия физическими упражнениями спо­собствуют повышению работоспособности, потому что

а. Человек, занимающийся физическими упражнениями, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.

б. Во время занятий выполняются двигательные дейст­вия, содействующие развитию силы и выносливости.

в. Человек, занимающийся физическими упражнениями, способен выполнить больший объем физической работы за отведенный отрезок времени.

г. Достигаемое при этом утомление активизирует про­цессы восстановления и адаптации к повышающимся на­грузкам.

12.
Первая помощь при ударах о твердую поверхность ивозникновении ушибов заключается в том, что ушиб­ленное местоследует…
а. Охлаждать.

б. Нагревать.

в. Покрыть йодной сеткой.

г. Потереть, массировать.

13.
Под закаливанием понимается

а. Купание в холодной воде и хождение босиком.

б. Использование оздоровительных сил природы и ги­гиенических факторов.

в.Приспособление организма к воздействиям внешней среды.

г. Сочетание воздушных и солнечных ванн с упражне­ниями.

14.
Какой из перечисленных ниже рекомендаций не стоитследовать при организации занятий с закаливающимипроцедурами?
а. Чем ниже температура воздуха, тем интенсивнее на­до выполнять упражнения, так как нельзя допускать переох­лаждения.

б. Не рекомендуется тренироваться при интенсивном солнечном излучении.

в.После занятия надо принять холодный душ.

г. Чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия, так как нельзя допускать перегревания орга­низма.

15.
Закаливающие процедуры не рекомендуется проводить
а. Сразу после уроков в школе.

б. Перед выполнением домашних заданий.

в. До еды. г. Перед сном.

16.
Правильное дыхание характеризуется …
а. Вдохом через нос и выдохом ртом.

б. Более продолжительным вдохом. в.Более продолжительным выдохом.

г.Соотношение продолжительности вдоха и выдоха значения не имеет.

17.
Привыполнении упражнений вдох не следует делать вовремя
а. Прогибания туловища назад.

б. Скрещивания рук и поворотов тела.

в. Возвращения в исходное положение после поворота, вращения тела.

г. Рекомендации относительно времени вдоха или вы­доха не нужны.

18.
Осанкой называется

а. Привычная поза человека в вертикальном положении.

б.Пружинные характеристики позвоночника и стоп.

в. Отсутствие нарушений позвоночника и стоп.

г. Форма позвоночника.

19.
Признаки, нехарактерные для правильной осанки:
а. Через ухо, плечо, тазобедренный сустав и лодыжку можно провести прямую.

б. Приподнятая грудь.

в. Развернутые плечи, ровная спина. г.3апрокинутая или опущенная голова.

20.
Правильной можно считать осанку, если Вы, стоя устены, касаетесь ее

а. Затылком, поясницей, ягодицами, пятками.

б.Затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

в. Затылком, спиной, пятками.

г. Лопатками, ягодицами, пятками.

21.
Главной причиной нарушения осанки является

а. Ношение сумки, портфеля в одной руке.

б. Мягкая постель с высокой подушкой.

в. Конструкция школьных столов. г. Слабость мышц.

22.
Когда спортсмены России впервые участвовали
в
Олимпийских играх, их было всего 5 человек. Тем неменее, фигуристу Николаю Панину-Коломенкину уда­лось стать олимпийским чемпионом. Это произошло в
а. 1904 г. на III Олимпийских играх в Сент-Луисе.

б. 1912 г. на V Олимпийских играх в Стокгольме. в. 1908 г. на IV Олимпийских играх в Лондоне.

г. 1924 г. на I зимних Олимпийских играх в Шамони.

23.
Термин «Олимпиада» обозначает

а. Год проведения Олимпийских игр.

б. Четырехлетний период между Олимпийскими игра­ми.

в. Собрание спортсменов в одном городе.

г. Синоним Олимпийских игр.

24.
Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Вале­рий Брумель — чемпионы Олимпийских игр в

а. Легкой атлетике.

б. Плавании.

в. Борьбе и боксе.

г. Хоккее.

25. В каком году Олимпийские игры проводились в нашейстране?

а. В 1984 г. XXIII Олимпийские игры проводились в Санкт-Петербурге.

б. В 1980 г. XXII Олимпийские игры проводились в Мо­скве.

в. Олимпийские игры планировалось провести в 1944 г., но они были отменены из-за II мировой войны.

г. В нашей стране Олимпийские игры пока еще не про­водились.

26.
Соблюдение режима дня способствует укреплению здо­ровья, потому что

а. Основные дела распределяются равномерно в течение дня.

б. Позволяет правильно планировать дела в течение дня.

в. Позволяет избегать неоправданных физических на­пряжений.

г.Обусловливает ритмичность работы организма.

27.
Замена одних видов деятельности другими, регулируе­мая режимом дня, позволяет поддерживать работоспо­собность в течение дня потому, что

а. Положительно сказывается на физическом и психиче­ском состоянии человека.

б.Ритмичное чередование работы с отдыхом предупре­ждает возникновение перенапряжения.

в. Снимается утомление нервных клеток головного моз­га и притупляется чувство общей усталости

г. Режим дня замены одних видов деятельности другими не предполагает.

28.
Систематические и грамотно организованные занятияфизическими упражнениями укрепляют здоровье, таккак

а. Позволяет человеку плодотворнее трудиться, вести активный образ жизни.

б. Сердце увеличивается в объеме и работает с большей экономичностью.

в. Обеспечивает поступление питательных веществ к органам организма.

г.Способствуют повышению резервных возможностей организма.

29.
В какой последовательности должны выполняться пе­речисленные ниже упражнения в комплексе утреннейгигиенической гимнастики?

  1. Бег в спокойном темпе.
  2. Бег с переходом на ходьбу.
  3. Ходьба с постепенным повышением частоты
    шагов.
  4. Прыжки.
  5. Упражнения на укрепление мышц и повышение
    гибкости.
  6. Поочередное напряжение и расслабление мышц
  7. Потягивания..

8.
Дыхательные упражнения.
а. 1,2, 3,4, 5, 6, 7, 8.

б. 7,6,3, 1,8,5,4,2,8.

в. 8, 3,4, 5, 6, 7, 1,2,8.

г. 3,7, 5, 4, 1,6,8,2.

30.
В уроках физической культуры выделяют подготови­тельную, основную и заключительную часть, потомучто

а. Выделение частей в уроке требует Академия педаго­гических наук

б. Так учителю удобнее распределять различные по ха­рактеру упражнения.

в. Необходимо для управления динамикой работоспо­собности занимающихся.

г. Воспитывать физических качеств удобнее в подгото­вительной части, осваивать технику — в основной, а обеспе­чивать восстановление организма лучше в заключительной части.

31.
Какая последовательность воздействий на физические качества наиболее эффективна в основной части урокапо общей физической подготовке?

  1. На быстроту.
  2. На гибкость.
  3. На силу.
  4. На выносливость.

    а. 1,2, 3, 4.

6.2,3, 1,4

в. 3,2, 4, 1.

г. 4, 2,3, 1.

32.
Под силой как физическим качеством понимается

а. Комплекс свойств мышц, создающий большое напря­жение, позволяющее преодолевать сопротивление.

б. Комплекс свойств организма, позволяющий преодо­левать внешнее сопротивление либо противодействовать ему.

в. Свойства мышц, за счет которых реализуется воз­можность перемещения большой массы с определенной ско­ростью.

г. Свойства человека воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений.

33.
Отличительной особенностью упражнений, используе­мых для воспитания силы, является то, что

а. В качестве отягощения используется собственный вес человека.

б. Они выполняются до утомления.

в. В качестве отягощения используется вес различных спортивных снарядов.

г. Они вызывают значительное напряжение мышц.

34.
При составлении комплексов упражнений для снижениявеса тела с использованием силовых упражнений реко­мендуется

а. Использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений.

б. Полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц.

в. Локально воздействовать на отдельные группы мышц, находящиеся ближе всего к местам жирового отло­жения.

г. Планировать большое количество подходов и ограни­чивать количество повторений в одном подходе.

35.
Под быстротой как физическим качеством понимается
а. Комплекс свойств человека, позволяющих быстро на­бирать скорость и передвигаться с большой скоростью.

б. Комплекс свойств организма, позволяющих быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.

в. Комплекс свойств человека, позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок време­ни.

г. Комплекс свойств организма, обусловливающих ско­рость передвижения в пространстве.

36.
В какой последовательности целесообразно выполнятьперечисленные ниже упражнения для повышения ско­рости бега в основной части занятия…
/. Дыхательные упражнения.

  1. Ходьба.
  2. Бег на месте с высокой частотой.
  3. Дыхательные упражнения в интервалах отды­ха.
  4. Повторный бег на короткие дистанции.
  5. Легкий продолжительный бег.
  6. Прыжковые упражнения
    сотягощением ибез.

а. 1,2, 3,4, 5, 6, 7

б. 7,5,4,3,2,6,1.

в. 2, 1,3,7,4,5,6. г. 3,5,4,7,6,2,1.

37.
Для воспитания быстроты используются …
а. Подвижные и спортивные игры.

б. Силовые упражнения, выполняемые в высоком темпе. в. Двигательные действия, выполняемые с максималь­ной скоростью.

г. Упражнения на быстроту реакции и частоту движе­ний.

38.
Лучшие условия для развития быстроты реакции соз­даются во время

а. Скоростно-силовых упражнений.

б. Подвижных и спортивных игр.

в. Выпрыгиваний вверх с места.

г. Ведения мяча «змейкой».

39.
Под гибкостью как физическим качеством понимается
а. Комплекс свойств опорно-двигательного аппарата, определяющий глубину наклона.

б. Комплекс свойств организма, определяющих под­вижность его звеньев.

в. Способность выполнять движения с большой ампли­тудой за счет мышечных сокращений.

г. Способность выполнять движения с большой ампли­тудой при использовании дополнительных отягощений.

40.
Для воспитания гибкости используются…
а. Движения рывкового характера.

б. Маховые упражнения с отягощением и без него.

в. Активные пружинящие упражнения. г. Движения, выполняемые с большой амплитудой.

41.
При воспитании гибкости следует стремиться к

а. Увеличению подвижности позвоночника и локтевых суставов.

б. Достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах.

в. Гармоничному увеличению подвижности в основных суставах.

г. Восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

42.
Как дозируются упражнения «на гибкость», то есть,сколько движений следует делать в одной серии? Уп­ражнения выполняются

а. До появления болевых ощущений.

б. До появления пота.

в. Пока не начнет уменьшаться амплитуда движений.

г. По 8-16 циклов движений в серии.

43.
Под выносливостью как физическим качеством пони­мается

а. Комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки.

б. Способность выполнять большой объем физической работы и сохранять заданные параметры работы.

в. Способность длительно совершать физическую рабо­ту, практически не утомляясь.

г. Комплекс свойств организма, определяющих способ­ность противостоять утомлению.

44.
Выносливость человека не зависит от

а. Силы мышц.

б. Силы воли.

в. Прочности звеньев опорно-двигательного аппарата.

г. Возможностей систем дыхания и кровообращения.

45.
Для упражнений, используемых при воспитании вынос­ливости, не характерна

а. Максимальная амплитуда движений.

б. Большая интенсивность.

в. Максимальная активность систем дыхания и крово­обращения.

г. Активная работа большинства систем организма.

46.
При воспитании выносливости применяют режимы на­грузки, которые подразделяют на оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Оздо­ровительный режим вызывает повышение частоты сер­дечных сокращений до

а.120 ударов в минуту.

б. 140 ударов в минуту.

в. 160 ударов в минуту.

г. 160 и более ударов в минуту.

47.
Техникой физических упражнений принято называть

а. Совершенные формы двигательных действий.

б. Способ целесообразного решения двигательной зада­чи.

в. Состав и последовательность движений при выпол­нении упражнений.

г. Способ выполнения упражнений.

48.
При анализе техники принято выделять основу, веду­щее звено и детали техники. Под основой техники по­нимается

а. Набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного дейст­вия.

б. Состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.

в. Совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.

г. Наиболее важная часть определенного способа реше­ния двигательной задачи.

49.
В процессе обучения двигательным действиям исполь­зуются методы целостного или расчлененного упражне­ния. Выбор метода зависит от

а. Возможности расчленения двигательного действия.

б. Элемента, без которого выполнение двигательного действия невозможно.

в. Предпочтения преподавателя. г. Сложности основы техники.

50.
Процесс обучения двигательному действию рекоменду­ется начинать с освоения

а. Исходного положения.

б. Подводящих упражнений. в. Ведущего звена техники.

г. Основы техники.

Вы выполнили задание. Поздравляем!

1

Подсчет калорий

Если вы хотите не только стать здоровее, но и похудеть, важно уделить внимание питанию. Рацион определяет 70% успеха при снижении веса. Самым эффективным способом похудения является подсчет калорий. Для того, чтобы с точностью их подсчитать, необходимо приобрести кухонные весы. Для подсчета удобно использовать различные приложения – они автоматически рассчитывают калорийность в зависимости от веса продукта. Для поддержания здоровья и комфортного пищеварения взрослый человек должен потреблять около 1700 ккал для женщин и около 2200 ккал для мужчин. Для похудения это число достаточно сократить на 20%.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]