Можно ли летать на самолете после инсульта: мнения врачей, все «за» и «против»

В статье постараемся разобраться, можно ли летать на самолете после инсульта и чем это чревато.

От болезней в этом мире никто не застрахован, некоторые из них могут серьезно угрожать жизнедеятельности человека. К примеру, у инсульта вторая позиция в списке смертельно опасных недугов. Что это за патология и чем она опасна для пациента?

Инсульт является нарушением кровообращения, вызывающим отмирание клеток в головном мозге, результатом будет либо летальный исход, либо инвалидность разной степени тяжести.

Инсульт: основные причины

Можно ли летать на самолете после инсульта, разберемся ниже. А пока узнаем, что провоцирует недуг.

Главная причина этой опасной патологии – это то, что один из сосудов мозга закупоривают сгустки крови или инородные предметы. Крови через это заграждение не пробиться, в итоге возникает острое кислородное голодание, и часть клеток отмирает. Это явление носит название «ишемический инсульт». Можно ли летать после такой патологии, лучше выяснить заранее.

Геморрагический инсульт – это когда разрывается артерия, и кровь растекается по внешней ткани мозга, что приводит к отеку, под которым происходит гибель клеток и нервных волокон.

Главное – своевременная помощь

Этот недуг для здоровья человека очень опасен, половина случаев заканчиваются летальным исходом. Но если вовремя оказать пациенту медицинскую помощь, жизнь его можно будет спасти. После того как инсульт произошел, больного в течение 3-4 часов нужно поместить в палату реанимации, в некоторых случаях потребуется операция нейрохирурга. Чем меньше времени займет дорога до больницы, тем выше шансы на то, что человек останется жив и не станет инвалидом. Однако площадь пораженного участка мозга имеет важное значение: серьезных осложнений не избежать, если она велика.

Авиатранспортировка лежачего больного с инсультом

По статистике, в мире каждый год около шести миллионов человек страдают от инсульта. В случае поражения человека таким серьезным заболеванием, как инсульт, любые передвижения являются затруднительными. При этом помощь и реабилитация должны быть своевременными, чтобы сохранить работоспособность человека.

В каких случаях требуется перевезти пациента после инсульта на самолете?

Причин, когда нужно доставить лежачего инсультного больного на самолете, может быть очень много:

1. Необходимо оказать срочную медицинскую помощь, а ближайшая профильная больница находится далеко.

2. Больного необходимо доставить в другой город или страну для обследования, т. к. в ближайших больницах нет необходимого оборудования.

3. Для прохождения реабилитационного курса требуется перевезти пациента на большие расстояния.

4. Для ухода и контроля состояния больного его доставляют к родственникам, проживающим в другом городе или стране.

Авиаперевозки больных с инсультом позволяют быстро доставить пациента к месту назначения и, в отличие от автомобильных перевозок, во время транспортировки больной не испытывает дискомфорта от плохих дорог.

Что нужно делать при авиаперевозке пациента с инсультом?

Задумавшись об авиаперевозке лежачего больного с инсультом, нужно найти грамотного врача, который будет сопровождать пациента во время полета и должен:

1. Учесть характер инсульта (геморрагический или ишемический инсульт) и тяжесть состояния пациента. Возможность авиатранспортировки пациента с инсультом на момент необходимого перелета.

2. Подготовить все необходимые медикаменты, решить вопрос о кислородной поддержке во время авиаперелета больного с инсультом, в зависимости от показаний насыщенности крови кислородом, подготовить и наладить работу медицинского оборудования, необходимого для оценки стабильности состояния во время всего авиаперелета инсультного больного.

3. Решить все организационные вопросы с авиакомпанией: подать заявку в авиакомпанию на установку специальных носилок для авиатранспортировки лежачих больных; подготовить все необходимые медицинские документы для того, чтобы авиакомпания не отказала в авиатранспортировке данного пациента.

4. Оформить заявку в аэропорту вылета и прилета на специальную машину с поднимающейся кабиной (амбулифт), который производит посадку лежачих или малоподвижных людей. В зависимости от состояния пациента оформление данной заявки производится через медицинский пункт аэропорта или службу сопровождения инвалидов и людей с ограниченной подвижностью.

Для перевозки больного с инсультом используется специальное лежачее место, оборудованное ремнями безопасности, которые в обязательном порядке пристегиваются во время взлета и посадки для фиксации пациента. Во избежание осложнений во время перелета желательно, чтобы больного сопровождал доктор.

Также большое значение при транспортировке таких пациентов имеет прохождение таможенного контроля, ведь стоять в очереди или проходить через детекторы он не в состоянии.

К счастью, сегодня есть компании, которые могут взять решение всех этих проблем на себя. Например, на нашем сайте aviamedicina.ru, можно оставить заявку, и в течение 3-5 дней будет решен вопрос транспортировки больного самолетом.

Долгая реабилитация

Даже при успешно проведенной операции пациент еще долго будет проходить реабилитацию. Большинство людей после инсульта заново учатся жить и бороться с негативными последствиями недуга. Привычная жизнь у пациента в среднем может начаться только спустя 2 месяца. Гораздо большее время требуется для возвращения к трудовой деятельности; вождение машины или командировки в другие города и страны многим недоступны очень долго.

Пациенты, перенесшие в недавнем прошлом инсульт, у кого жизнь полностью или частично была связана с путешествиями, задают вопрос докторам: «Можно ли летать на самолете после инсульта?»

Разрешат ли перелет?

Как правило, ответ врачей будет положительным. Использовать авиатранспорт можно, но только есть определенные условия и ограничения. Об этом важно помнить. Проблема в том, что, по сути, перелет является утомительным и трудным процессом даже для здорового человека.

Из-за сильных перепадов давления, стресса и паники, неблагоприятной атмосферы в салоне самолета может возникнуть повторное кровоизлияние в мозг, которое для большинства пациентов будет смертельным. Особенно страшно то, что не будет оказана квалифицированная помощь, ведь на высоте это сделать невозможно.

Какие моменты стоит учесть?

Итак, каково мнение медиков о том, можно ли летать после инсульта? Обычно лечащие врачи разрешают такие путешествия, если учтены следующие моменты:

  • Сколько времени прошло. Если после операции прошло более полугода, но не меньше 2 месяцев. Большой плюс, если в течение этого периода опасные для здоровья осложнения не возникли. То есть после полного восстановления после инсульта можно летать.
  • Качество реабилитации. Восстановительный период для пациента завершен успешно, применялись массаж и физические упражнения.
  • На каком уровне находится артериальное давление? Оно должно быть в норме, без резкого подъема и понижения, порог в 140/90 не должен быть превышен. Важен регулярный прием назначенных лекарственных препаратов.
  • Подвержен ли пациент аэрофобии? Можно ли летать после инсульта головного мозга, если есть страх перед полетом? Крайне важно, чтобы человек не страдал аэрофобией, так как она провоцирует сильное волнение и стресс.

Если соблюдаются все условия и у пациента есть уверенность в своих силах, то ему разрешают летать и предписывают определенные рекомендации.

От чего зависит разрешение на перелет после инфаркта и инсульта

Перенесенный инфаркт миокарда или инсульт – не приговор и не повод навсегда отказаться от путешествий по воздуху. Но перед планированием перелета вы обязательно должны проконсультироваться с врачом и получить от него разрешение. Такое разрешение вы получите, если:

  • С момента перенесенной болезни прошло достаточно времени (врач сам определит этот промежуток, поскольку только ему известен ваш анамнез и история болезни). Не рекомендуется садиться на самолет раньше 2 месяцев. В среднем врачи разрешают летать на самолете через 6 месяцев.
  • Важно! Большим плюсом будет, если за все время после болезни, не возникало серьезных осложнений.

  • Реабилитация прошла успешно: вы четко следовали рекомендациям врачей, прошли курс массажа, лечебной физкультуры, других физиотерапевтических процедур, и на данный момент здоровы.
  • Ваше артериальное давление стабильно. Высший показатель не должен превышать 140/90. Вы не испытываете скачков и нет осложнений (гипертензия – осложнение, которое возникает в 90% случае после перенесенных сердечнососудистых заболеваний).
  • Вы не подвержены стрессам и не боитесь летать. Одним из негативных факторов, которые провоцируют осложнения и повышают риск рецидива, является боязнь перед полетами, которая обуславливает скачки давления из-за страха и паники. Если у вас нет аэрофобии, вам разрешат полет.
  • Вы прошли обследование. Перед перелетом после перенесенного инфаркта или инсульта необходимо пройти ЭКГ или УЗИ сосудов головного мозга для исключения возможности проявления последствий аневризмы.
  • Вы прошли подготовку в виде приема лекарств для профилактики. Желательно пропить курс стабилизирующих артериальное давление, успокаивающих и разжижающих кровь препаратов.
  • У вас есть собственная аптечка с рекомендованными от врача лекарствами, и вы четко знаете, что и в каких случаях принять.

Соблюдение всех этих условий является залогом вашей же безопасности и спокойного перелета без осложнений. Важно понимать, что инфаркт и инсульт – это патологии, которые в случае рецидива требуют немедленной квалифицированной помощи, которой на борту самолета нет. Поэтому чтобы максимально снизить риски, нужно заранее тщательно подготовиться и позаботиться о своей безопасности.

Важно! Если требуется неотложная транспортировка человека с инсультом или инфарктом, перевозка осуществляется в сопровождении бригады квалифицированных врачей, которые обеспечены всем необходимым оборудованием и препаратами.

Подготовка должна быть правильной

Продолжаем разбираться в том, можно ли летать после инсульта. Заблаговременно пациент должен готовить себя и свои сосуды к высокой нагрузке.

В процесс подготовки входит:

  • Прием определенных препаратов. Чаще всего врачи выписывают специальные кроворазжижающие лекарства (самым популярным считается аспирин), препятствующие тромбообразованию в сосудах и рецидиву патологии.
  • Прохождение обследований. Перед полетом требуется провести электрокардиограмму и ультразвуковое исследование сосудов головы. Это требуется для исключения вероятности образования аневризмы. Во время полета не исключены перепады давления, и может произойти разрыв аневризмы, что приведет к фатальному кровоизлиянию в мозг в самолете после инсульта.
  • Собственная аптечка. Пациент должен заранее предусмотреть, какие лекарства возьмет с собой в самолет. Аптечка должна состоять из медикаментов, стабилизирующих давление, и успокоительных, также не лишними будут препараты против укачивания.

Если подготовка проведена пациентом правильно, то можно летать после инсульта.

Также путешествие будет комфортным, если приобрести специальные подушки под голову, таким способом ненужная нагрузка на шейный отдел и сосуды будет снижена. Перед полетом противопоказана излишне жирная пища, лучше предпочесть легкую еду.

Особенности перелетов

При инсульте наблюдается нарушение двигательной активности у пострадавшего. Заболеванием поражаются подкорковые центры, с помощью которых координируется мышечная активность. Именно поэтому после приступа больным запрещаются многие вещи, которые были нормой до патологии. Так как самолоть является специфичным транспортом, то лететь на нем разрешается далеко не всем пациентам.

Перелеты категорически запрещается проводить в восстановительный период после инсульта. Если у пациента диагностируются серьезные осложнения патологического процесса, то пользоваться транспортом им запрещено. О том, можно ли летать после инсульта, расскажет пациентам квалифицированный специалист после изучения анамнеза и патогенеза заболевания.

Необходимо помнить, что при поднятии на высоту на транспорте наблюдается значительный перепад давления, который в соответствии с высотой полета характеризуется значительной амплитудой. Это негативно сказывается на организме пациента и может привести к развитию повторного приступа. Такое осложнение наблюдается при ранних перелетах, когда организм пациента не полностью восстановился после инсульта.

Если гемодинамика кровеносной системы нарушена незначительно, а заболевание протекает в легкой форме, то перелеты разрешаются по истечению нескольких месяцев после приступа. Если у пациента отсутствуют осложнения и сопутствующие патологические процессы, то ему рекомендуется предварительно проконсультироваться с доктором, который принимает окончательное решение.

Инсульт – это серьезный патологический процесс, который поражает весь организм. При перелете на самолете наблюдается увеличение нагрузки, что может негативно отобразится на состоянии здоровья пациента.

Усугубление симптомов на высоте

На высоте происходит усугубление типичных симптомов гипертонии:

  • Возникновение мигрени — цереброваскулярного заболевания вследствие длительного спазма сосудов головы. Опасным осложнением является мозговая форма гипертонической болезни (инсульт). Чтобы артериальная гипертензия не протекала в злокачественной форме, стоит победить мигрень на начальной стадии.
  • Появление давящей загрудинной боли. Сердце работает в усиленном режиме, поэтому неприятные ощущения в груди могут оказаться стенокардией. Если имеется в анамнезе диагноз ишемии миокарда у гипертоников, им летать на самолете стоит с большой осторожностью.
  • Наличие сильной одышки. Ограниченное пространство и поднятие на высоту приводит к ощущению нехватки кислорода, не исключено появление рефлекторной одышки в ответ на стресс. Чтобы не возникло настоящего удушья, у пациента дыхание должно быть глубоким и ровным, на помощь могут прийти кислородные коктейли.
  • Развитие тахикардии. Напряженная работа сосудов приводит к учащенному сердцебиению, ведь они быстро перекачивают большое количество крови. Это ведет к спазму сосудов и напряжению их стенок.

Чем опасны перелеты после инсульта?

Однако у пациента во время перелета в любом случае могут возникнуть различного рода проблемы, которые нельзя предусмотреть заранее.

Итак, проблемы могут быть следующие:

  • Сухость воздуха. Кожа быстро сохнет по причине работы кондиционеров в самолетах, неприятно то, что и организм быстро обезвоживается. А ведь это провоцирует сгущение крови в сосудах, что может обернуться смертельной опасностью для человека после инсульта.

Поэтому нужно побольше употреблять жидкости, но не чая и кофе, а именно чистой воды, причем негазированной. Алкогольные напитки строго под запретом, их влияние губительно для сердечно-сосудистой системы, как результат может случиться инфаркт.

Можно ли водить машину после инсульта?

Многие пациенты, пострадавшие от острого нарушения мозгового кровообращения, — водители. Почувствовав себя немного лучше, они стремятся вновь сесть за руль. Но не опасно ли водить машину в таком состоянии?

Специалисты категорически запрещают садиться за руль на протяжении первых 3—6 месяцев после инсульта. Несмотря на проводимые реабилитационные мероприятия, у пациентов могут оставаться проблемы с:

  • ясностью мышления;
  • оценкой дорожной ситуации;
  • своевременной реакцией;
  • полями зрения.

Эти факторы оказывают негативное влияние на стиль вождения, делая его непредсказуемым и опасным для других участников дорожного движения.

После окончания периода запрета на вождение пациент должен пройти специальные тесты, предложенные медицинской комиссией. Они позволяют оценить не только навыки моторики, но и мышление. Даже после положительного прохождения тестов необходимо задуматься: стоит ли водить машину или лучше воздержаться от лишнего стресса?

Долгое положение сидя

Пассажиры в самолете долгое время пребывают без движения. Гиподинамия может спровоцировать тромбообразование, как результат — рецидив инсульта. Эта возможность будет выше, чем дольше продолжается перелет. Обычно полеты длятся более пяти часов, поэтому часто у пассажиров отекают стопы.

Использование компрессионного белья под обычной одеждой поможет это предотвратить. Женщины могут купить специальные компрессионные колготки. Они разгонят кровь в месте ее застаивания. Иногда допустимо встать с места хотя бы раз и погулять по салону, разумеется, когда это не запрещено. Для разгона крови по телу хорошо повращать кистями рук, стопами и шеей. В общем, простая оздоровительная гимнастика поможет.

Турбулентность

Появляется неприятная вибрация, когда самолет попадает в воздушные ямы. Сердечный ритм под ее воздействием может нарушиться, так же как и кровообращение и подача крови в головной мозг. Образуется новый тромб, а впоследствии и повторный инсульт.

Единственным советом в этом случае будет следующий. Нужно успокоиться и попробовать заснуть. При исполнении всех рекомендаций врачей ничего плохого случиться не должно, особенно если на протяжении всего полета пациент держал под контролем уровень давления, употреблял достаточно жидкости и разминал ноги. Путешествие пройдет с комфортом и без серьезных последствий. Как летать самолетом после инсульта?

ЕСТЬ ЛИ В РОССИИ СВОИ САМОЛЕТЫ

Как еще одну, правда, довольно туманную, перспективу, специалисты рассматривают более активное использование флота российского производства, что, впрочем, пока остается всего лишь теорией.

В настоящее время воздушные суда российского производства эксплуатирует в небольшом количестве «Аэрофлот» (9 машин из 185), более половины парка «России» составляют самолеты SSJ-100, еще 16 отечественных машин у Red Wings, и 15 – у «Ямала».

Но так как речь идет преимущественно о среднемагистральных стоместных SSJ-100, которые, помимо всего прочего, наполовину состоят из зарубежных комплектующих, то говорить о возможности полноценно заместить ими «выбывающий» иностранный флот не представляется возможным.

Что же касается самолетов других моделей, то у МС-21, который авиа, например, должна была начать эксплуатировать уже осенью этого года, то он имеет ту же проблему – значительная часть его в реальности производится за рубежом, поэтому ввиду санкций угроза нависает уже над самим этим проектом.

Из весьма относительно «живых и перспективных» проектов российского авиапрома, пожалуй, можно говорить про Ту-204/214 (есть в гражданской авиации, нет на массовом рынке) и Ил-96, производство которого, по оценкам специалистов, все еще возможно развернуть. Из относительно вместительных в России по-прежнему летает «предок» МС-21 среднемагистральный Як-42 рассчитанный на 100-120 пассажиров. Остальной выживший советский флот пригоден для использования только региональными авиакомпаниями.

Но, во-первых, весь мировой авиапром уже давно работает исключительно в международной кооперации, поэтому создание «исключительно российского» самолета в нынешних реалиях не выглядит возможным (в частности, российский рынок сильно отстает в части производства авионики и в двигателестроении). А во-вторых – и это сейчас самое актуальное – возврат к программам строительства этих самолетов (пусть даже с китайской помощью) займет время — а до начала туристического сезона остался, по большому счету, месяц. То есть решить насущные проблемы рынка эти «перспективные» программы уже никак не помогут.

Что совершенно точно невозможно, так это какие бы то ни было «расконсервации» советского гражданского флота, о которых почему-то еще пишут в СМИ. Если в теории и можно что-то «реанимировать», то это штучные экземпляры и многомиллионные вложения. Самолетов, которые составляли основу флота СССР, больше нет в прямом смысле, то есть физически. Точнее, есть, но единицы и в государственной или экспериментальной авиации а также в виде памятников.

Рассматривались даже довольно далекие на сегодня варианты использования китайских самолетов, но они не сертифицированы в России, да и в рыночных объемах их нет – также как и Ту-204. Хотя, возможно, в нынешних условиях быстрая сертификация чего угодно, что может летать – очень вероятна и даже желательна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]