Сроки и методы восстановления памяти после инсульта

Долгосрочную и краткосрочную память человека можно сравнить с современных хранилищем информации, в котором моно найти нужные данные.

  1. Почему после инсульта возникают нарушения памяти?
  2. В чем выражаются нарушения памяти?
  3. Чем опасна потеря памяти после инсульта?
  4. Восстанавливается ли память после инсульта?
  5. Как долго длится восстановление памяти после инсульта
  6. Уход и восстановление после инсульта в доме престарелых «Гармония Хаус»

Условно говоря, все действия воспроизводятся мозгом на основе собранной, обработанной и применяемой информации, которой необходимо обеспечить сохранность при любой ситуации.

Благодаря активным мыслительным процессам человек идентифицирует себя, помнит, как ходить и говорить, принимать пищу и жевать. К сожалению такое заболевание как инсульт у пожилых людей может привести к потере определенных участков памяти, что накладывает негативный отпечаток на каждый момент жизни после инсульта.

Почему после инсульта возникают нарушения памяти?

Последствием закупорки или разрыва сосуда является инсульт, и такое состояние человек может перенести на ногах, не заметив изменений. В отдельных же случаях, страдает кровеносная система, которая не может доставить кровь обогащенную кислородом к определенному участку мозга и клетки коры постепенно отмирают.

Клеточный некроз и отсутствие правильной медицинской помощи остаются основными причинами ухудшения самочувствия после инсульта. На фоне таких осложнений развиваются частичный или полный паралич, обездвиживание мышц лица и опущение уголка рта или глаза, речевая дисфункция и потеря памяти.

Если своевременно замечена проблема и проведено квалифицированное восстановление после инсульта есть возможность избежать последствий. Такая ситуация связана с тем, что при бездействии определенного участка мозга, живые клетки могут выполнять дополнительные функции после реабилитационной программы.

Последствия инсульта предугадать невозможно, но сразу после диагностирования такого состояния врачи могут оказать необходимую помощь. А организовав в домашних условиях правильный уход или поместив пожилого человека в специальный реабилитационный пансионат можно восстановить все утраченные функции организма.

Основы когнитивной реабилитации после инсульта

Основывается на раннем систематичном подходе, приведенном в школах Анохина, Выготского, Лурии и других.

Базовые принципы:

  • стимулировать естественное восстановление психики;
  • тренинг отдельных дефектных когнитивных функций и знакомых бытовых действий;
  • помощь в компенсировании недостатка некоторых когнитивных функций и ограниченных бытовых навыков;
  • применение компенсаторного оборудования и помощи третьих лиц;
  • преобразование и структуризация окружающей среды.

Методы восстановительного обучения разделены на два вида. Первый – модально-неспецифические

направлены на тренировку нейродинамических параметров и мышления, вербальное и невербальное воздействие. При необходимости привлекаются специальное программное обеспечение, направленное на стимуляцию нейродинамических параметров. Сейчас ведутся исследования для уточнения эффективности целенаправленной компьютеризированной непрямой стимуляции определенных участков мозга для разработки методик узконаправленной реабилитации. На данный момент доподлинно неизвестно, помогают ли тренинги одной когнитивной функции с использованием компьютерных программ к улучшению именно ее, либо тренировки влияют на иные познавательные мозговые функции.

Модально-специфические

способы базируются на восстановлении когнитивных функций за счет сохраненной модальности с постепенным дозированным усложнением программы действий.

Комплекс нелекарственных методов восстановления когнитивных нарушений включает:

  • диету: употребление в достаточном количестве свежих фруктов и овощей, растительного масла, свежей рыбы и ограничение потребления продуктов, богатых холестерином, и поваренной соли, снижение избыточного веса;
  • когнитивную гимнастику;
  • когнитивный тренинг;
  • психологические и поведенческие коррекционные методики коррекции, где усилия в основном направлены на улучшение сна, духовное состояние при помощи специальных практик, арт-, музыкотерапии;
  • психотерапевтические методики;
  • медитацию и занятия йогой.

Когнитивная гимнастика

Это комплекс специальных физических упражнений, в том числе координационных движений и элементов точечного самомассажа. Они помогают установить связь между кинестетической, визуальной, оптико-моторной и аудиальной системами. Упражнения условно разделены на группы:

  1. Общеразвивающие.
  2. Направленные на развитие координации (телесные).
  3. Для растягивания мышечных тканей тела (растяжки).
  4. Для повышения энергии тела и релаксации.

Сначала упражнения выполняются лежа или сидя на стуле. Постепенно комплекс расширяется. Учитывается общее состояние пациента и его самочувствие. Больному предлагаются упражнения из положения стоя, с опорой на стул, без опоры и в ходьбе. На выполнение каждого упражнения в медленном и плавном темпе отводится 1—2 мин. Гимнастика проводится ежедневно с учетом разработанной программы, общего состояния пациента. Одно занятие в щадящем двигательном режиме 10-15 мин., щадящем тренирующем – 15-20 мин., тренирующем – 25-30 мин. Урок состоит из 3 частей: подготовительная, основная и заключительная.

Показания к когнитивной гимнастике – когнитивный дефицит, снижение внимания и ухудшение памяти. Противопоказания – нет вербального контакта с пациентом, имеется тотальная афазия, общее самочувствие плохое.

Когнитивный групповой тренинг

Проводится в группах по 12-15 человек. Продолжительность – 75-90 мин. Специалист должен учитывать, что на пожилых негативно отражается присутствие людей другого пола того же возраста. Им больше нравится посещать занятия (особенно престарелым с тяжелыми когнитивными нарушениями), если в группе только сверстники их же пола.

При формировании списка участников каждой группы учитывается тяжесть когнитивных дефектов. Желательно посещение уроков больных с разной степенью, поскольку это стимулирует естественную конкуренцию, следовательно, повышается активность работы. Однако специалист должен придерживаться допустимого порога эмоционального напряжения во избежание обратного эффекта.

Если занятие подразумевает письменные задания, то материал выдается каждому члену группы в распечатанном виде вместе с четкими инструкциями. Как выполнять упражнение также объясняется устно. Это необходимо, чтобы каждый правильно понял суть.

Каждое занятие содержит разнообразные и различные между собой упражнения. При составлении программы учитываются индивидуальные предпочтения и динамика лечения. По окончанию работы анализируются ошибки, но внимание акцентируется не на «неудаче», а на том, что у пациента обязательно все получится. Для разнообразия урока используются игровые формы подачи материала, развивающие игры. Это помогает не только снять психологическую напряженность, но и повысить коммуникабельность и настроение участников. Тренинг проводятся в совокупности с психофармакотерапией.

Цели:

  • Откорректировать память за счет перестройки и интегрирования с восприятием и мышлением. Используются разнообразные мнемотехнические методы.
  • Активизировать процессов всех видов внимания.
  • Развить и тренировать умения логического мышления, отвечающие за формирование целенаправленности, последовательности и гибкости умственных заключений.
  • Развить образное мышление, без которого не восстанавливается ассоциативная память.
  • Вовлекать каждого члена группы в тренировочный процесс, что помогает улучшить коммуникабельность.
  • Преодолеть социальную изолированность пациентов, сформировать умения соц.адаптированного поведения в группе.
  • Расширить общий кругозор для мотивирования включиться в иные формы трудовой и досуговой деятельности.
  • Совершенствовать вербальные навыки путем повышения активного словарного запаса.
  • Привлекать каждого участника группы к творчеству, способствующему поиску оригинальных когнитивных и поведенческих тактик.
  • Обучить переключать внимание с негативных эмоций на продуктивную активность.
  • Создать благоприятную эмоциональную атмосферу, пациент должен ощущать удовлетворение от итогов своей работы. Это позволяет преодолеть интеллектуальную и социальную ангедонию.
  • Тренировать регуляторные функции посредством соблюдения смены умственной работы с отдыхом и иными вариантами активной деятельности.
  • Выработать критерии для оценивания в динамике эффективности когнитивного восстановления.
  • Формировать мотивационные установки на индивидуальную работу в повседневной жизни.

Порядок занятия

Начинается урок со «Знакомства», когда каждый участник представляется, отвечает на вопросы специалиста о его предпочтениях. Последующий человек должен представиться, а также рассказать о предыдущем члене группы: его ФИО, возраст, что он отвечал. Это помогает завязать беседу, тренировать память, снять напряженность. Далее идут легкие физические упражнения, направленные на разогрев мышц (разминка).

Основная часть – упражнения на все виды когнитивных функций: внимание, памяти, мышление и регуляторные процессы. Часть заданий трудоемкие, требуют от участников сосредоточенности или же совместного поиска оптимального решения.

Окончание занятия – эмоциональная релаксация в игровой форме. Например, «Русское лото» или «Тримино».

Примеры упражнений на развитие внимания

  1. Закрыв глаза, мысленно рисовать цифры от 0 до 9, только в качестве кисти выступает кончик носа.
  2. Специалист показывает в течение короткого времени необычный предмет и прячет. Пациенты подробно описывают его.
  3. Участники должны считать от 1 до заданного числа по кругу. Нужно останавливаться на тех цифрах, которые подходят под определенные критерии.
  4. Считать по кругу вслух от 1 до определенного числа. При выпадении числа, например, с «2», произносить не его, а фразу «не собьюсь». Счет идет заново.
  5. Выдаются участникам вырезки из журналов (учитываются интересы каждого). Человек должен внимательно прочитать статью и вычеркнуть слова, которые подходят под заданные критерии. В конце каждого просят рассказать о прочитанном (об этом требовании заранее не предупреждают).
  6. Члены группы сидят с закрытыми глазами. Пациенту задается вопрос такой, чтобы ответ на него предусматривал возможность подмечать небольшие детали при восприятии окружающих.
  7. Закрыв глаза и, игнорируя сторонние звуки и мысли, подумать сначала о планах на вечер, затем о прочитанной на днях книге и, потом, вспомнить яркое положительное событие из жизни.
  8. Каждому участнику выдаются таблицы из набора букв. Среди них спрятаны слова (только существительные). Участник должен найти их.

Примеры упражнений на развитие памяти

  1. Сидя с закрытыми глазами, представить свою комнату. Озвучиваются ведущим 10 слов. Их следует запомнить и в порядке озвученной очередности расположить в представленном помещении.
  2. Под диктовку на листике записывается ряд слов столбиком. Участник должен к каждому из них подобрать другое слово-ассоциацию и записать рядом, но в другом порядке. Затем закрыть первый столбик и по ассоциациям восстановить его.
  3. Рассказывается мини-история, чтобы у участников сформировались стойкие зрительные образы для запоминания ключевых слов.
  4. Сначала участники между собой разбирают, какие ассоциации у них возникают в отношении той или иной цифры. Следующий этап – ведущий озвучивает последовательность названий данных предметов. Участники должны воссоздать цифровую последовательность.
  5. Нужно сделать схему известного объекта по памяти, например, расположение комнат в квартире.

Примеры упражнений на тренировку образного и логического мышления

  1. Нужно мысленно трансформировать предложенные китайские иероглифы в объекты, людей или явления
  2. Группу делят на 2 команды и садят друг против друга. Одной выдают карточки с терминами. Команда сообща должна объяснить противникам функциональное определение каждого понятия. Задача второй команды – угадать. Дальше происходит смена ролей.
  3. Дается длинное слово. Из его букв участники должны составить максимальное количество новых.
  4. Группа разделяется на команды по 3-4 человека. Используются большие каминные спички. Из них на столе выкладываются равенства по определенному условию. Задача команды исправить уравнение, либо сделать новые.
  5. Дается 2 слова, нужно составить с ними логическую цепочку. Выполняется по очереди всеми участниками.
  6. Выбираются буквы из русского алфавита и им присваиваются номера от 1 до 9. Участник называет цифровую комбинацию, другие члены группы должны разгадать слово.
  7. Дается набор слов разнообразной семантической близости. Из них пациенты должны написать маленький рассказ, который логичен и включает все слова.

Загадки, логика, головоломки

Это увлекательные упражнения, позволяющие тренировать все когнитивные функции.

«Филворд». Каждому выдается табличка с буквами. Ведущий загадывает загадки по интересной всем участникам теме. Слова-отгадки нужно найти и отметить в таблице.

В чем выражаются нарушения памяти?

Современная медицина предлагает рассматривать память человека на основе двух составляющих, которые играют важную роль в ее формировании. Это кратковременная и долгосрочная память, отвечающие за сохранность когда-либо запомненной информации, используемой в мыслительных процессах.

После инсульта может диагностироваться потеря памяти разных видов, и после такой диагностики можно начинать процесс восстановления с индивидуальным подбором методик:

  • нарушения вербальной памяти;
  • расстройства визуальной памяти;
  • потеря двигательных навыков;
  • нарушения эмоционально-образной памяти.

К самым сложным и трудно поддающимся восстановлению случаев относится сосудистая деменция, которую невозможно вылечить. Такой диагноз нельзя рассматривать как приговор, хотя у пожилых людей с деменцией после инсульта полностью пропадает адекватное восприятие окружающей действительности. При правильно подобранном курсе реабилитации и грамотно проведенном восстановлении можно замедлить процесс ухудшения состояния человека и адаптировать его к реальности.

Чем опасна потеря памяти после инсульта?

Степень разрушительного воздействия инсульта на память пожилого человека сложно оценить без точного диагностирования. Она зависит от интенсивности и площади кровоизлияния или количества отмерших клеток в определенном полушарии головного мозга, поэтому к процедурам реабилитации следует приступать незамедлительно.

Проблема потери памяти проявляется в сложностях, возникающие перед пожилыми людьми, которые не могут себя идентифицировать. Они не помнят своего детства и юношества, утрачивают навыки хождения и теряют координацию движений, не понимают, как кушать или проводить элементарную гигиену.

Еще одним опасным моментом является психологический дискомфорт, депрессия и тревожные состояния у пожилых людей. После потери памяти престарелый человек видит вокруг себя неизвестных людей и незнакомые предметы, все кажется ему чужим и пугающим, что может стать причиной психоэмоциональных срывов.

Восстановление речи у пожилых людей после инсульта

Наиболее интенсивное восстановление функций речи у пожилых людей отмечается в первые 6 месяцев после инсультного удара, в случае обширных поражений или поздно начатого лечения оно может длиться 2–3 года.

В зависимости от того, какие участки головного мозга были поражены инсультом, у больных возникает моторная или сенсорная форма нарушения речи (афазия). При моторной разновидности пациент:

  • воспринимает речь на слух;
  • понимает, что ему говорят;
  • реагирует на просьбы;
  • не может формулировать мысли и произносить словосочетания;
  • не хочет читать и писать, так как эти процессы даются ему с трудом.

При сенсорной афазии пациент не воспринимает слова окружающих, сам говорит бессвязно, не контролируя речевой поток. Читать такой больной может, но смысл предложений понимать не будет, письменные навыки утрачиваются полностью. Речь пожилых людей после инсульта недостаточно осмысленна, ее сопровождают жестикуляции. Больные пытаются объяснить, что хотят сказать, окружающим, но те их не понимают, в итоге они раздражаются и обижаются.

В этом случае нужно понимать, что даже долгие упражнения по восстановлению речи после инсульта (длительностью несколько месяцев или даже лет), могут не дать положительного эффекта. В 30–35 % случаев речевые функции возвращаются спонтанно, а не постепенно.

Чтобы пожилые люди после инсульта смогли начать говорить, им надо постоянно слышать звуки, слова, развернутую речь.

При реабилитации необходимо соблюдать принцип последовательности этапов. Начать занятия можно с тренировки произношения отдельных звуков, затем можно переходить на слоги, простые и сложные слова, впоследствии — на небольшие стихи и предложения. Во время занятий с пожилыми людьми после инсульта можно им немного помогать — произносить начальную часть слова, а окончания они будут договаривать сами.

Также для восстановления речи пожилым людям рекомендуют обязательно слушать музыку и петь. Часто больные после инсульта не могут нормально говорить, но сохраняют при этом способность к пению. В этом случае обязательно нужно пробовать петь — это активизирует восстановление речи.

Упражнения по реабилитации мимической мускулатуры лучше делать перед зеркалом. Особенно такие занятия показаны в случаях, когда у пожилого человека после инсульта перекосило лицо. Для этого нужно выполнять следующие действия:

  • оскаливать зубы;
  • сворачивать и выпячивать губы «трубочкой»;
  • открывая рот, по максимуму выдвигать вперед язык;
  • по очереди прикусывать верхнюю и нижнюю губу;
  • облизывать языком губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону;
  • подтягивать уголки рта вверх, как будто улыбаясь.

Во время занятий с пожилыми людьми по реабилитации речи можно использовать следующее:

  • показывая больному карточки, на которых написаны буквы, слоги и слова, просить составить из них предложение и прочитать его;
  • побуждать пациента общаться: задавать вопросы, совместно петь, проговаривать стихи;
  • прослушивать с больным любимые аудиокниги и пересказывать их содержание;
  • просматривать картинки, после чего просить их описать.

Если родственники проводят занятия с больным, перенесшим инсульт, в домашних условиях, важно доброжелательно относиться даже к малейшим попыткам пациента произносить слова, подбадривать его, а не исправлять ошибки. Чтобы помочь пожилым людям преодолеть речевой дефект, нужно проявлять настойчивость и постоянно с ними общаться.

Рекомендуем

«Старческое слабоумие: причины, симптомы, лечение» Подробнее

Восстанавливается ли память после инсульта?

Разрушенные нейронные связи можно восстановить и это обеспечит возможность частично или полностью вернуть человеку память.

Но для этого необходимо создать оптимальные условия и разработать комплекс методик, регулярно проводить занятия и следить за текущим состоянием здоровья пожилого человека:

  • систематическая тренировка памяти и активизация мыслительных процессов;
  • медикаментозная терапия с применением препаратов улучшающих память;
  • использование интеллектуальных игр и упражнений для укрепления памяти.

Занятия и упражнения не должен излишне перегружать мозг, в жизни человека важно находить время на отдых и развлечения. Специализированный частный пансионат для пожилых в Московской области предлагает уникальные и индивидуально адаптируемые комплексы программной реабилитации для людей, которые перенесли инсульт.

Как долго длится восстановление памяти после инсульта

Процедуры реабилитации после инсульта, проводимые специалистами наших частных пансионатов включает комплексный подход. Это значит, что кроме восстановления памяти с пациентами занимаются психологи, которые помогают стабилизировать психоэмоциональное состояние и вернуться к нормальной жизни.

Сам процесс восстановления памяти и его длительность зависят исключительно от поставленного диагноза и степени разрушения нейронной сети. Очень важно, чтобы пациент сразу после инсульта стал проходить курс реабилитации и соблюдал все предписания врача, что бы изменения стали обратимыми.

Утратив память и часть когнитивных способностей, человек чувствует себя дезориентированным и часто впадает в депрессию. Для пожилых людей важно организовать оптимальные условия проведения терапии и создать комфортные психологические условия, при которых реабилитация пройдет максимально результативно.

Инсульт, восстановление памяти – от чего зависит процесс и в каком объеме возможно восстановление?

У постинсультных больных отмечают частичное, а в особо сложных случаях – полное расстройство памяти. Это, наряду с потерей способности к концентрации внимания, одно из самых распространенных осложнений, к которому приводит нарушение мозгового кровообращения. За сохранение различного опыта – социального, профессионального, повседневного и т.д. отвечают разные участки головного мозга. От обширности, количества и расположения очагов поражения зависит то, какая часть механизма запоминания сотрется, и в каком объеме будут нарушения памяти. Постинсультный больной может потерять навыки самообслуживания, но сохранить в деталях свои профессиональные знания, и наоборот.

Считается, что процессы работы краткосрочной и оперативной памяти, которые фиксирует происходящее в текущий момент, поддается восстановлению гораздо сложнее, чем долговременная, в которой хранятся ситуации, навыки, часто повторявшиеся в прошлом пациента. Объясняется это не только прочностью образовавшихся связей, но и тем, что в эти связи (по мере накопления информации) было вовлечено большое количество нейронов и участков мозга, поэтому и разрушение части этих связей не приводит к полной потере информации о прошлом. Исключение представляют только случаи обширного инсульта с множественными очагами поражения, когда большая часть связей оказалась разрушена.

Нужно отметить, что амнезия может случиться внезапно – во время удара, а может растянуться во времени и проявиться значительно позже (вследствие разрушения отдельных участков в результате вторичных осложнений). Поэтому работа междисциплинарной команды (невролога, терапевта, физиотерапевта, реабилитолога) неврологического центра, где пациент собирается пройти реабилитацию после инсульта, будет направлена на начальном этапе на предотвращение осложнений. Период восстановления памяти после инсульта также может занять продолжительное время.

Уход и восстановление после инсульта в доме престарелых «Гармония Хаус»

Реабилитационные программы, применяемые нашими специалистами включают все необходимые мероприятия для восстановления памяти и когнитивных процессов.

Сеть частных пансионатов для пожилых людей Гармония Хаус специализируется на предоставлении качественных медицинских услуг для подопечных:

  • соблюдение условий проведения терапии и реабилитации;
  • психологический комфорт и спокойная обстановка;
  • постоянный присмотр со стороны опытных сиделок;
  • помощь в проведении гигиенических процедур, кормление;
  • с пациентами работают квалифицированные врачи.

В ходе проведения реабилитации и социализации с пожилыми людьми, проживающими в пансионатах активно работают квалифицированные психологи. У нас поддерживается дружелюбная и спокойная обстановка, проводятся мероприятия досуга и опытный персонал оказывает помощь людям, которые в ней остро нуждаются.

Инсульт в пожилом возрасте можно перенести на ногах, но отсутствие лечения и реабилитации могут привести к развитию различных последствий. В сети наших пансионатов обеспечивается качественный и целенаправленный уход за пожилыми в Москве предоставляются индивидуальные услуги реабилитации для проживающих.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]