Минимальная мозговая дисфункция у детей, минимальная мозговая дисфункция лечение, лечение ммд у детей


Минимальная мозговая дисфункция причины

Причины минимальной мозговой дисфункции ММД: тяжелое течение беременности (особенно первой ее половины) токсикозы (гестозы), угроза выкидыша, вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов. Это преждевременные и переношенные роды, слабость родовой деятельности и ее длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавления пуповины, обвития вокруг шеи. После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания и инфекции, сопровождающиеся различного рода осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, ушибы мозга, отравления и неблагоприятная экологическая обстановка в регионе. Частой причиной возникновения минимальной мозговой дисфункции ММД является повреждение во время родов шейного отдела позвоночника. Такое повреждение может возникнуть при обвитии пуповины вокруг шеи, наложении щипцов, неправильных акушерских манипуляций.

Почему возникает минимальная мозговая дисфункци ММД?

В настоящее время минимальная мозговая дисфункци ММД рассматривается, как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляется в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Распространенным вариантом минимальной мозговой дисфункции ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Клиническая картина

Минимальная мозговая дисфункция является одной из легких форм церебральной патологии. Возникает по разным причинам у каждого ребенка. Имеет однотипную неврологическую симптоматику. Проявляется в качестве функциональных нарушений. Их усиление зависит от роста и созревания головного мозга. При развитии синдрома ММД наблюдаются такие отклонения.

Быстрая умственная усталость, снижение работоспособности. Стоит отметить, что при таком нарушении может не наблюдаться физическая усталость. Внезапное снижение способности самостоятельно управлять и регулировать различные процессы. Заметны нарушения, в жизненной деятельности ребенка. Снижается умственная активность, нарушается эмоциональное состояние. Часто без причины может сменить настроение ребенка.

Усложнения в концентрации внимания. Наблюдается отвлечение, распределение, неустойчивость. Создается впечатление, что ребенок не может осознать, что от него требуют. Возникновение проблем с памятью. Малыш не может запомнить достаточно объемное количество информации. Быстро забывает новые слова и путает их.

Появляются трудности с переходом кратковременной и длительной памяти. Наблюдается неполное формирование зрительной и мозговой координации. Это заметно, когда дети совершают ошибки при распознавании зрительной информации. Например, когда ребенку поручают переписать текст. При этом он допускает ошибку, а в сравнении не видит разницы. Изменения циклов в деятельности головного мозга.

Родителям полезно знать, что данный синдром ММД у детей не является препятствием для обучения в школе и даже в гимназии. В будущем ребенок может без проблем вступить в ВУЗ. Если заболевание не имеет осложнений, во многих случаях головной мозг способен самостоятельно выйти из данного положения. Это бывает, только при условии здорового образа жизни, нет чрезмерной нагрузки на мозговую деятельность.

У многих детей возникновение минимальных мозговых дисфункций наблюдается в раннем возрасте. Если соблюдать полезные правила, то уже в 5-7 классе можно полностью нормализировать работу мозга. Стоит учитывать, что нельзя резко увеличивать учебные нагрузки. Это должно происходить постепенно.

Если не соблюдать такие правила, то симптом ММД может проявиться в старших классах. При этом будет возникать повышение умственной усталости, расстройства памяти, внимания, самоконтроля.

Список симптомов, которые подтверждают наличие минимальных мозговых дисфункций у ребенка:

  • Гиперактивность. Постоянное движение рук, ног. Ребенок не может сидеть на одном месте. Даже если попросить его посидеть некоторое время, он не может этого сделать.
  • Расстройство памяти. Частые потери личных вещей в любом месте.
  • Когда родители обращаются к своему чаду, то у них создается впечатление, что он их не слышит.
  • При этом наблюдается резкая реакция на внешние раздражители.
  • Появляется привычка перебывать кого-то во время разговора. Это могут быть взрослые люди и дети.
  • С трудом происходит ожидание перемен во время занятий в школе.
  • Длительные разговоры. Ребенок не понимает, что надо замолчать. Полностью игнорирует обращения взрослых.
  • Быстро отвечает на вопрос, который даже не дослушивает до конца.
  • Увлекается играми, которые опасны для здоровья. Может самостоятельно их придумывать.
  • Возникают трудности в решении определенного задания. При этом оно не связано с решением сути проблемы.
  • Не может играться в тишине и один.
  • Отсутствует концентрация внимания в играх, если надо выполнять одно задание длительное время.
  • Начинает заниматься новым делам, не завершив предыдущее.
  • Часто такие дети не имеют друзей, кроме родителей и родных.

Любой из этих признаков может указывать на то, что у ребенка может происходить развитие минимальных мозговых дисфункций. Если родители замечают за ребенком такое поведение надо обратиться к неврологу и провести полное обследование организма. Своевременное лечение обеспечивает надежный прогноз на выздоровление. Малый ребенок легче поддается лечению и имеет больше шансов избавиться от такой патологии.

Синдром минимальной мозговой дисфункции

Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в конце 1950-х годов, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. Применение нейропсихологических методов при изучении отмечавшихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС. Ведущая роль в возникновении ММД принадлежит гипоксии мозга в анте — и интранатальном периодах, особенно у недоношенных детей. Придается значение инфекционным, токсическим и травматическим церебральным расстройствам, особенно в раннем детском возрасте. У детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД в 25% случаев выявляется отягощенный анамнез по эпилепсии, олигофрении, шизофрении, мигрени и другим нервно-психическим заболеваниям, что указывает на роль наследственного фактора. В механизме возникновения ММД имеет значение гипофункция серотонин -, дофамин- и адренергических систем.

При перинатальной патологии у 80% детей в периоде новорожденности выявляются сначала легкие общемозговые и реже очаговые нарушения, обычно диагностируемые как перинатальная энцефалопатия, проявления которой выражаются задержкой темпов психомоторного развития. В 20% случаев при наличии факторов риска во время беременности и родов неврологические изменения в первые месяцы жизни отсутствуют, а в дальнейшем характеризуются различными поведенческими и вегетативными нарушениями.

Какая клиника ММД в России? Минимальная мозговая дисфункция ММД в дошкольном и раннем школьном возрасте характеризуется выраженным преобладанием функциональных изменений над органическими. Дети гиперактивны, не могут сосредоточиться, фиксировать внимание, часто отвлекаются, плохо приспосабливаются к незнакомой обстановке. У них возникают большие трудности во время учебы, часто выявляются нарушения восприятия, в том числе собственного тела (путают правую и левую стороны, верх и низ), не способны отличить части от целого, выделить фигуру на фоне, затруднено обучение письму, счету, чтению. Иногда встречается зеркальное написание чисел, замена близких по написанию букв. Нередко выявляется неправильное произношение слов, страдает слуховое восприятие, снижена работоспособность к абстрактному мышлению, образованию понятий, нарушено пространственное представление. Весьма характерны повышенная импульсивность и возбудимость, низкий уровень контроля, иногда отмечается кусание ногтей, сосание пальцев, раскачивание головой или туловищем, трудности контакта со сверстниками, плохая ориентация в коллективе. При внешнем осмотре у детей с ММД иногда выявляется ряд аномалий в виде деформации черепа, ушных раковин, неправильного роста зубов, гипертелоризма (аномалия развития костей черепа, характеризующаяся увеличением расстояния между глазными яблоками и наличием широкой переносицы), высокого неба, синдактилии (полное или частичное сращение соседних пальцев кисти или стопы). В неврологическом статусе иногда может выявляться ряд признаков легкого органического поражения мозга: косоглазие, асимметрия носогубных складок, мышечная дистония, нарушение координации движений, асимметрия сухожильно-надкостничных рефлексов, редко пирамидные и экстрапирамидные рефлексы.

Движения детей координированы, в ряде случаев имеет место пальцевая апраксия (нарушение целенаправленного действия при отсутствии параличей мышц и сохранности составляющих его элементарных движений). Они с трудом выполняют тонкие движения (застегивание пуговиц, шнурование ботинок, шитье), плохо рисуют, пишут неровным и неразборчивым почерком. Также отмечаются вегетативные расстройства: повышенная потливость, лабильность пульса и артериального давления, акроцианоз (синюшная окраска дистальных частей конечностей), красный стойкий дермографизм. На этом фоне могут возникнуть различные неврозоподобные расстройства: гиперактивность, тики, «ночной» энурез, энкопрез, заикание. Клинические проявления минимальной мозговой дисфункции ММД обычно усиливаются под влиянием инфекций, интоксикаций, стрессовых ситуаций, аллергизации организма, физического и/или умственного перенапряжения.

Изучение анамнеза пациентов Сарклиник показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они возникают после 8 месяцев жизни. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно–кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма — рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Жидкий стул часто чередуется с запорами.

В возрасте от одного года до трех лет у детей с ММД отмечаются повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).

Как правило, нарастание симптомов минимальной мозговой дисфункции ММД приурочено к началу посещения детского сада или школы. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на центральную нервную систему в этом возрасте часто приводит к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития. Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии.

Вопросы диагностики и лечения ММД

Диагностика синдрома минимальной мозговой дисфункции сложна и включает целый комплекс мероприятий, начиная с выяснения истории беременности и родов, семейного анамнеза, условий жизни ребенка, и заканчивая объективными лабораторными и инструментальными данными.

При беседе с родителями специалист пытается отыскать возможную причину проблемного поведения ребенка и установить, когда появились первые признаки неблагополучия. У дошколят важно проанализировать динамику симптомов и их выраженность.

Осмотр новорожденных и детей первого года включает анализ рефлексов, их симметричность, определение мышечного тонуса. У старших пациентов осмотр не имеет диагностической ценности, гораздо важнее — психологическая диагностика, которая дает возможность оценить поведение, уровень интеллекта, особенности психики ребенка. Она проводится при помощи различных тестовых заданий.

В рамках лабораторной диагностики минимальной мозговой дисфункции пациенту назначаются общие анализы крови и мочи, однако они носят скорее профилактический характер либо позволяют исключить соматическую причину беспокойства малыша. При ММД в анализах обычно не наблюдается никаких сдвигов.

Оценка функционирования центральной нервной системы и кровотока в мозге проводится при помощи электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, нейросонографии, КТ, МРТ мозга. Исследования могут показать очаговые поражения лобной доли, уменьшение объема мозжечка, снижение объема серого вещества в лобно-теменной зоне слева.

Дифференцировать минимальную мозговую дисфункцию нужно с травмами черепа и мозга, инфекционным поражением, ДЦП, эпилепсией, психическими заболеваниями, некоторыми интоксикациями.

Лечение минимальной мозговой дисфункции должно быть всесторонним, включающим не только психологические и педагогические методики коррекции, но и лекарственное воздействие. Обычно специалисты рекомендуют сочетать оба подхода. Обучающие занятия с ребенком строятся по индивидуальному плану в соответствии с причинами патологии и нюансами симптоматики.

Педагогическая помощь и психотерапия нужны для преодоления отставания психического развития, при социально-педагогической запущенности детей в проблемных семьях. Они помогают адаптировать малыша в детском саду, интегрировать школьника в коллектив сверстников.

Очень важным фактором в процессе ликвидации признаков ММД считают психологическую обстановку в семье, особенности отношений между ближайшими родственниками, степень их участия в жизни ребенка. Родители должны максимально полно демонстрировать позитивный тип общения, когда любой, даже самый маленький, успех ребенка обязательно поощряется, а в доме царит спокойная атмосфера.

Любые каждодневные заботы и достижения малыша должны находиться в поле зрения и под вниманием родителей, он должен чувствовать их участие, небезразличие и заботу. Важно отказаться от частого использования слов «нет», «нельзя», общение должно быть мягким, без давления и крика.

Детям дошкольного и школьного возраста нужно ограничить время пребывания у телевизора или за компьютером, исключить агрессивные игры в пользу конструирования, занятий рисованием, складывания пазлов, чтения книг. Такие занятия помогают сконцентрироваться, учат сохранять эмоциональное равновесие.

В процессе социальной адаптации первостепенную роль также играют родители, которые на своем примере должны показать малышу возможности адекватного взаимодействия с окружающими, в коллективе. Дети с ММД требуют большого внимания и терпения от мам и пап, потому что без правильного подхода и поддержки близких ребенок сам не избавится от имеющихся нарушений.

Препараты показаны тем детям, которым работа с психологом и педагогами не приносит положительного результата. Применяются нооторопные средства (энцефабол, церебролизин), стимуляторы мозговой активности (метилфенидат, пемолин). Многие неврологи назначают инстенон, оказывающий положительное влияние на нейронные связи, оксигенацию нервной ткани, улучшающий мозговую активность.

При выраженности конкретных симптомов применяется симптоматическое лечение:

  1. При нарушениях сна — препараты из группы бензодиазепинов (нитразепам);
  2. При эмоциональных расстройствах — успокоительные средства (валериана, пустырник, бром), транквилизаторы и антидепрессанты (диазепам, триоксазин, фенибут, амитриптилин).

Помимо медикаментозной и психолого-педагогической поддержки, полезны физиотерапевтические методы лечения и общие меры улучшения здоровья. Обычно назначаются массаж, водные процедуры, лечебная физкультура. По мере нормализации мозговой деятельности спорт расширяется — возможны бег, катание на лыжах, велосипед, посещение бассейна.

Общие мероприятия заключаются в нормализации режима труда и отдыха, обеспечении продолжительного сна, соблюдении приемлемой продолжительности учебных занятий с регулярными перерывами. Питание должно быть здоровым, не способствующим запорам или диарее. Полезно принимать поливитаминные комплексы и минералы, дышать свежим воздухом, вести активный образ жизни.

Родители малышей с мозговой дисфункцией должны знать некоторые правила, позволяющие быстрее избавиться от патологии:

  • Ребенок должен следовать установленному режиму дня, идти вовремя спать, ежедневно гулять, желательно все это делать в одно и то же время для синхронизации деятельности мозга;
  • Днем спать должны дети до 6 лет, иначе ночной сон станет беспокойным, а ребенок будет гиперактивным;
  • Ребенка стоит предупреждать заблаговременно обо всем, что будет происходить, будь то поход к врачу, поездка на отдых или перестановка в доме, чтобы он успел психологически подготовиться и не устроил конфликт;
  • Приход гостей не должен нарушать распорядок дня и привычки малыша, при этом контакты с малознакомыми людьми лучше по возможности исключить;
  • общение с ровесниками должно происходить под контролем родителей, не должно утомлять ребенка, быть слишком долгим, лучше не объединять в одной компании малышей с гиперактивностью;
  • Ни в коем случае родители не должны выяснять отношения при малыше, он может испугаться, замкнуться в себе, проявляя все признаки истощения и без того слабой психики;
  • В воспитании малыша с ММД особенная роль отводится папе, который возьмет на себя часть бытовых хлопот и педагогических мероприятий, позволив маме немного отдохнуть, побыть одной, ведь ежеминутные капризы и беспокойство ребенка выматывают и мамину нервную систему, что затем сказывается на терпении при общении с малышом;
  • Компьютер, телевизор, мобильный телефон и прочие гаджеты должны быть под строгим ограничением, поскольку они нагружают мозг ребенка, могут вызвать истерику и судороги даже тогда, когда малыш не смотрит кино, а лишь пребывает в комнате со смотрящими взрослыми;
  • В режиме дня должно быть время для досуга, физической активности, прогулок;
  • Занятия должны быть спокойными — рисование, лепка, пазлы, конструктор вместо активных групповых игр и посещения детских коллективов (помимо сада);
  • Полезно читать малышу детские книжки, слушать вместе приятную музыку, на ночь нужно спеть колыбельную, создав спокойную обстановку и выключив вовремя свет;
  • Если есть возможность, то целесообразно «подержать» ребенка в домашних условиях, а школу лучше запланировать на возраст не ранее 7 лет, ведь детские коллективы — еще один серьезный стресс.

Таким образом, правила поведения в семье — не самые сложные. Главные условия — спокойствие, терпение, доброжелательность и уважение членов семьи друг к другу, исключение любых стрессов для ребенка, даже если они кажутся приятными, как то: посещение театра или новогодняя елка, интересное путешествие или приглашение веселых гостей.

Прогноз при минимальной мозговой дисфункции считают благоприятным. Практически в половине случаев к подростковому и взрослому возрасту симптоматика проходит, особенно, если своевременно были приняты соответствующие меры.

У части пациентов признаки ММД могут сохраниться и во взрослом возрасте, но до серьезных расстройств психики дело, как правило, не доходит. Люди, страдавшие ММД в детстве, часто нетерпеливы, могут вспылить, не слишком внимательны, могут быть рассеянны. Такие особенности поведения накладывают отпечаток на общение с окружающими, могут негативно повлиять на создание собственной семьи, приобретение желаемой профессии, взаимодействие в коллективе на работе.

Специфической профилактики синдрома ММД не существует, ведь точная причина его неизвестна, однако снизить риск патологии можно, исключив все факторы, которые могут негативно сказаться на течении беременности и родов. Будущая мама должна уделять пристальное внимание своему рациону, регулярно посещать врача, своевременно лечить любые заболевания, заранее оговаривать с акушером оптимальный способ родоразрешения.

В случае, если избежать неблагоприятных условий не удалось (патологические роды, например), молодая мама должна четко следить за всеми особенностями развития малыша, своевременно показывать ребенка специалистам, максимально полно участвовать в его воспитании и обучении, создав дома атмосферу спокойствия, стабильности и любви к малышу.

Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей в Саратове?

Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия родителей должны быть направлены на своевременное обращение к специалистам и комплексное лечение ММД. Врач Сарклиник знает, как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей!

Общие сведения

ММД, как и другие схожие заболевания (энцефалопатия, гиперкинетический хронический мозговой синдром) является патологическим состоянием, плацдармом для которого считается ЦНС, если в её работе регулярно происходят нарушения, сбои, отклонения в поведение и действиях, а также проблемы с эмоциональностью и в вегетативной сфере.

Данный синдром был открыт и в последствие описан доктором Клеменсом в 1966 году. Минимальную мозговую дисфункцию обосновано считают одной из самых распространённых болезней среди детей, как правило, её диагностируют практически у 5 процентов детей из начальной школы, у дошкольных классов процент заболеваемости приближен к 22 процентам.

Зачастую, специалисты дают положительный прогноз на лечение, но нельзя забывать про этиологию заболевания. Большинство детей (практически 50 процентов) теряют клинические симптомы в процессе развития, становление личности, взросление. Задержка в психологическом развитие также может ликвидироваться благодаря своевременному и качественному лечению.

Минимальная мозговая дисфункция лечение, лечение ммд у детей

Сарклиник успешно применяет комплексные рефлексотерапевтические методы лечения минимальной мозговой дисфункции у детей. В результате лечения ммд у детей нормализуются активность серотонинергической, дофаминергической и адренергической систем, вегетативный тонус, улучшаются внимание, зрительно- пространственное восприятие, пространственное мышление, зрительно–моторная координация, слухоречевая и зрительная память, ликвидируются церебрастенические симптомы, психосоматические нарушения, тревожность, различные виды страхов, навязчивость, двигательные нарушения, нарушения устной речи, эмоционально–волевые нарушения, нарушения поведения, агрессивность и реакции оппозиции, трудности школьного обучения; нарушения чтения и письма, ликвидируются повышенная утомляемость, капризность, плаксивость, колебания настроений, плохой аппетит, головные боли, нарушения сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В большинстве случаев наблюдается регресс психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения). Нормализовываются нейрогуморальные сдвиги, патологические эндокринные и нейроаллергические реакции, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания.

Задержка речевого развития

Шамшуро Елена журнал «Няня», 2001 год № 4

По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. В это было трудно поверить! Подозревая и раньше, что малышка «не как все», я уверяла себя, что в этом «виноват» ее темперамент, ее «индивидуальные особенности». Забив тревогу в 2 года и 8 месяцев, я начала нервно крутить диск телефона в попытке узнать, что я могу сделать, как и кто может помочь моей дочери, которой врачи поставили диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).

Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться. Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, — это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского логопеда, невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, отоларинголога, дефектолога и психолога. Специалисты склонны видеть причину недоразвития речи в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у половины таких детей обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Однако не надо бояться диагноза «ММД». На то они и «минимальные» нарушения, чтобы не мешать нормальному развитию ребенка. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития , специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. И еще. Малыши с ЗРР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью. Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые прежде всего должны насторожить взрослых. У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста. Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития , не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Здравствуйте, пальчики!

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2-3 раза в день с 1-2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением. Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений. В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте. Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2-3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала. Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются. Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника». На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?». Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия: подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета); подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины); распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету; соотношение геометрических фигур с формой предметов. Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было». При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал — «теперь ты», «можно», «начинай».

Учимся говорить Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников. В фонетике характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков. В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова. Преобладающими в грамматике являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др. Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок. Появление у них связной речи нередко задерживается до 3 лет и более. В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка. Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший логопед, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом. Обратите внимание: лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное — научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлыкает, — киска, а это пасется на лугу — корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы. В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» — «Это мальчик», «Что он делает?» — «Мальчик играет»; «Что это?» — «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит». Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»). Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например — «Что Таня достает из волшебного сундучка?» — «Куклу, кубики, бусы». — «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» — «На вертолетах — на вертолете; на машинах — на машине». — «Чего нет у Тани?» — «Автобуса, лодок» и др.) Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)». Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка — удочка, бочка — почка, бабочка — папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву. Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога — гора»). Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм. ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты! Дети с задержкой речевого развития должны посещать специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед из детской поликлиники.

Редактор: Мария Чулова (27.09.03)

Справочная > Развитие ребенка > развитие речи

Комментарии посетителей: средний балл: 9/10 Неизвестный аноним оценка: 10/10 03-11-2003 11:48:11 Замечательная статья с граммотной и очень востребованной, профессиональной консультацией. Эта информация постоянно запрашивается родителями. Отмечу и замечательную подачу материала. Е.Шестова (практикующий логопед 14 пр.кат.).

Яна Полей оценка: 10/10 11-08-2004 19:37:08 Я логопед, работаю в поликлинике…Мне статья понравилась, хорошо бы побольше родителей её прочитали. Маленькое замечание — в поликлинике, увы, тяжело организовать занятия для маленьких детей( до 4,5 лет) и практически не существует садов, где вели бы работу с малышами, часто даже 4-летнего ребёнка непросто пристроить в специализированный сад. А всё остальное рассказано просто великолепно — чётко, ясно, понятно для родителей. После такой статьи можно и к специалисту не идти:)) Так приятно обнаружить многие свои мысли и рекомендации…:) Конечно, если что-то беспокоит, да, даже, если на взгляд мамы всё хорошо, неплохо зайти в поликлинику, получить развёрнутую консультацию по домашней работе со своим ребёнком…и никто не мешает несколько раз подходить на такие консультации( я, например, назначаю прийти через 3 месяца или через 6, в зависимости от тяжести задержки и ответственности мамы).И никогда не надо ждать, что всё само наладится, лучше перебдить, чем упустить какой-то момент в развитии. Я бы ещё порекомендовала прийти хоть раз на консультацию маме, только ожидающей рождения ребёнка. В принципе, у хорошего специалиста найдётся, что сказать и этой маме, в качестве профилактических советов.Так что статья верная, правильная, я бы её даже на 10 с + оценила. С уважением, Яна Борисовна

15-11-2004 06:55:11 Да, написанное в этой статье, описывает мою ситуацию. Мы живем в Китае, ребенок ходит в китайский д.сад, при этом мой муж австриец гов: на немецком, а Я украинка говорю на русском. Дома мы разговариваем на английск языке. Наш сын Говорит на английском, китайском, русском, не так как все дети, но с успехом. Словарный запас слов очень мал, но ему только 4 года. Статья замечательная, будем работать вместе с малышом !
Для детей
— с задержкой речевого развития и другими проблемами речи

— со школьной неуспеваемостью и нарушением поведения

— с нарушением социальной адаптации

— с ДЦП и другими нарушениями опорно двигательной системы

— с нарушением интеллекта

организован консультативный прием, помогающий составить индивидуальный план комплекса коррекционных занятий и правильно выбрать специалиста (лечебный педагог, дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог, психиатр, врач ЛФК) для получения максимально эффективного результата .

Бесплатный консультативный прием ведет опытный невролог, лечебный педагог

Меланченко Елизавета Александровна

Подробная информация и предварительная запись по тел. +7(926) 013-80-40

Лечение ммд у детей в России

Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей (Россия, Саратов) приводит к следующей положительной динамике: отмечается уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики, улучшаются характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду, школе или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдается регресс эмоционально–волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным), уменьшается выраженность нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными). У большинства детей, проходящих лечение в нашей клинике, достоверно отмечается ликвидация нарушений устной речи, трудностей школьного обучения, нарушений чтения и письма, у большинства пациентов к концу курса лечения улучшается речь и школьная успеваемость, нормализуются показатели чтения, письма и счета у детей с такой патологией, как дислексия, дисграфия и дискалькулия.

Симптомы ММД у ребёнка

Первоначальные клинические симптомы заболевания «минимальная мозговая дисфункция» могут начать проявляться у ребёнка, как после родов, так и уже в дошкольном или школьном возрасте. Для каждой возрастной группы характерными являются различные симптомы и проявления.

В 1 год жизни ребёнка с синдромом ММД особенно сильно проявляются неврологические симптомы. Появляется нехватка тонуса, особо сильно заметна мышечная неразвитость, проявляется тремор, миоклонические сокращения, гиперкинезия. Симптом может возникнуть неожиданно и даже необоснованно, предугадать наступление приступа практически невозможно.

Для этого возраста при заболевании неотъемлемой частью является плохой сон, отсутствие аппетита, проблемы со зрением и пробелы в психическом развитии. С 8 по 12 месяц у ребёнка начинаются проблемы с моторикой и нервами; на этом фоне плохо себя чувствует ЖКТ, поэтому чередование диареи и запоров – обыденность для ММД в раннем детском возрасте. Характерным и свойственным можно также назвать регулярную тошноту и рвоту.

С 1 года до 3 лет симптомы незначительно меняются, принимая иную форму. Повышается возбудимость, появляется чрезмерная моторная активность, нарушается сон, аппетит может незначительно понизиться, либо совершенно отпасть, как правило, ребёнку очень трудно уснуть, зато он крайне быстро просыпается. В этом возрасте особенно отчётливо виден недостаток массы в теле, замедленное развитие речи.

В 3 года ребёнок становится неуклюжим, быстро утомляется, он неуправляем, импульсивен, проявляются проблемы с восприятием, когда он необоснованно не слушается родителей, таким образом, формируется негативизм. Ребёнок постоянно двигается, правда хаотично и, казалось бы, бессмысленно, всё это сильно смешивается с неуклюжестью.

Дети в возрасте 3 лет, страдающие от синдрома ММД крайне неусидчивы, часто им сложно сконцентрироваться на одной задаче или интересе, их легко может отвлечь любой шум, звук или другая игра, появившаяся на горизонте. Часто встречаются приступы от слишком яркого света, громких шумов, звона, жары. Дети зачастую страдают от поездок в автобусах, ведь их укачивает, у них кружится голова, проявляется свойственная укачиванию тошнота.

На максимальном уровне минимальная мозговая дисфункция проявляется в более позднем возрасте, когда ребёнок попадает в коллектив, в детский сад (возраст от 4 до 6 лет). У таких детей можно заметить чрезмерную возбудимость, моторику, как замедленную в развитие, так и чересчур активную; растерянность и рассеянность; плохую память, проблемы с восприятием информации и её пониманием; трудности в освоении образовательной программы в детском саду и школе. Детям с ММД трудно научиться писать, читать и считать даже простые числа, решать примеры.

Посещая школу, ребёнку начинает сложнее уживаться со своими симптомами, так как он начинает их осознавать, а также замечает за собой странности, не свойственные другим детям. Он начинается закрываться от общества, предпочитая проводить свободное время в одиночестве, становится эгоистичным, понижается самооценка и уверенность в собственных силах. Но и в данных случаях случаются отклонения от правил. К примеру, на фоне заболевания ребёнок может почувствовать себя лидером, но и это будет лишь симптом, относящийся к эгоизму и отстранённостью от социальных норм.

Эффективное лечение минимальной мозговой дисфункции в Саратове

Эффективность комплексного лечения минимальной мозговой дисфункции (ММД), которое может включать в себя рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, лазерорефлексотерапевтические, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95%. Лечение в Сарклиник проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны.

Приходите, и Сарклиник поможет Вам! Врач Сарклиник проводит лечение ммд у детей. Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей в Саратове позволяет улучшить память, логику, речь, письмо, ум ребенка. ММД нужно лечить.

Сарклиник знает, как лечить инимальную мозговую дисфункцию!

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: Legaa | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Лунатизм у детей, у взрослых, лечение, сомнамбулизм, снохождения

Cиндромы двигательных расстройств (мышечная дистония, ДЦП)

Яктация, качательные, кивательные движения головы, туловища, тела

Энурез, лечение энуреза, как лечить ночной энурез в Саратове, России

Перинатальная энцефалопатия, последствия, лечение

Комментарии ()

Прогнозы и профилактика

Прогнозы специалистов для детей с ММД, как правило, положительные и благоприятные, ведь в крайне редких случаях детское заболевание перерастает в подростковый или даже взрослый возраст – зачастую заболевание и симптомы проходят в детстве. Психика в редких случаях нарушается при лечении. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]