Гипертоник в самолете – можно ли летать при повышенном давлении и как правильно подготовиться к воздушному путешествию?


Людям с гипертонией и острыми сердечными заболеваниями физически трудно летать на самолете, хотя он и считается одним из самых комфортных и быстрых транспортных средств для длительных путешествий. Тряска и турбулентность при высоком давлении вызывают головокружение, шум в голове, слабость, тошноту, иногда рвоту. Прежде чем покупать авиабилет, гипертоникам следует учесть все риски, чтобы долгожданное путешествие не превратилось в мучение.

В самолете артериальное давление повышается или понижается?

Интенсивное негативное влияние на кровеносную и сердечно-сосудистую систему человека происходит в начале и конце полета во время резких скачков атмосферного давления — быстрого понижения при взлете и повышения при посадке. Несмотря на регулировку и поддержание постоянной температуры, влажности и циркуляции воздуха в кабинах современных самолетов, даже здоровые пассажиры имеют неприятные ощущения.

Укажите своё давление

Двигайте ползунки

120

на

80

Когда самолет набирает высоту, кровяное давление у пассажиров повышается. Связано это с разницей между внешним давлением воздуха и давлением в барабанной полости уха.

Сужение сосудов стремительно повышает давление.
В герметичных салонах самолетов пониженное давление, которое составляет 75% от нормального атмосферного, приводит к снижению уровня кислорода в крови, а в тяжелых случаях ― к гипоксии или, другими словами, к кислородному голоданию. В первую очередь на снижение концентрации кислорода в воздухе реагируют головной мозг и миокард. Постепенно ухудшается гемодинамика в ногах, увеличивается вязкость крови, сужается просвет сосудов, что нередко провоцирует повышение давления, появление одышки, учащенное сердцебиение, головокружение, обморок, сбой сердечного ритма, увеличивает риск инфаркта или инсульта. Против подобных состояний помогает кислородная подушка или ингалятор, которыми оснащены самолеты отдельных авиакомпаний.

Противопоказания для полетов

Существует достаточно обширный спектр противопоказаний для путешествия авиатранспортом.

С ознакомительной целью ниже представлены не только случаи, которые касаются артериальной гипертензии и кардиальной патологии:

  • тяжелая дыхательная недостаточность с одышкой в состоянии покоя;
  • нестабильная стенокардия;
  • пневмоторакс или пневмомедиастинум;
  • желудочно-кишечное кровотечение;
  • тяжелая анемия ― гемоглобин меньше 75 г/л;
  • неконтролируемая аритмия и нарушения сердечной проводимости (атриовентрикулярная блокада 3 ст.);
  • выраженная застойная сердечная недостаточность;
  • период после инфаркта миокарда ― большинство экспертов сходятся во мнении, что период в 21 день после болезни является абсолютным противопоказанием к полету;
  • тромбоз глубоких вен нижних конечностей до тех пор, пока адекватные меры профилактики не будут предприняты (антикоагулянтная терапия или оперативное лечение);
  • срок беременности больше 36 недель, также в течение всего третьего триместра, если в анамнезе были преждевременные роды или выкидыши;
  • в течение 10 дней после оперативного вмешательства на органах брюшной полости (аппендицит, холецистит) и 3-4 недель при торакальной хирургии (легкие, коронарные сосуды, сердце).

Любое показание может быть абсолютным или относительным в той или иной ситуации. Всегда консультируйтесь с врачом перед путешествием, сообщайте ему вид транспорта, которым вы планируете воспользоваться.

Можно ли летать гипертонику?

Чтобы минимизировать риски, нужно заранее учесть возможное ухудшение состояние здоровья на борту самолета. Опасность перелета зависит от степени и стадии гипертонии. При нормальном самочувствии и стабильном течении болезни лететь можно, но важно точно следовать рекомендациям лечащего врача. Перелеты противопоказаны гипертоникам, которые страдают другими заболеваниями, а именно:

  • аневризмом аорты;
  • перикардитом;
  • ишемической болезнью;
  • врожденными пороками сердца;
  • стенокардией;
  • болезнями дыхательных путей;
  • лейкоцитозом;
  • анемией.

Риск со стороны сердца

Сердце во время полета испытывает повышенную нагрузку в связи с изменением сосудистого тонуса, увеличением сопротивления легочных сосудов и ишемии миокарда.

Стрессовые факторы, такие как шум, вибрация и страх преумножают концентрацию катехоламинов, что вызывает тахикардию.

Увеличение ЧСС может запустить аномальную циркуляцию электрического импульса в сердечной мышце, таким образом спровоцировать аритмию. Из-за короткой диастолы миокард испытывает дефицит кислорода, в результате чего возможно развития приступа ишемии и даже инфаркта.

Если человек страдает хронической левожелудочковой недостаточностью, спазм легочных сосудов может привести к отеку легких.

Рекомендации для перелетов при гипертонии

Использование лекарств

Турбулентность и низкий уровень кислорода увеличивают нагрузку на сердце, заставляя его работать интенсивнее. Это приводит к резкому повышению кровяного давления, которое может спровоцировать сердечный приступ и даже инсульт. Поэтому людям с повышенным давлением перед полетом желательно принять гипотензивные препараты.

На борту самолета есть аптечка, но лучше взять с собой прописанные врачом лекарства, которые помогают стабилизировать состояние и быстро привести себя в норму. Медпрепараты всегда должны находиться под рукой, поэтому нужно взять их в ручную кладь в самолет. При плохом самочувствии и головной боли желательно постараться расслабиться, попробовать заснуть или хотя бы вздремнуть. Так перелет пройдет быстрее и легче.

Смена положения тела, конечностей

Видео по теме

О том, как влияет высокое и низкое атмосферное давление на гипертоников, в видеоролике:

Самый безопасный вид транспорта будет комфортным и надежным спутником для гипертоника лишь при правильном подходе. Соблюдение рекомендаций при подготовке к полету, предварительный медицинский осмотр и тщательный контроль артериального давления сделают ваше путешествие абсолютно безвредным.

Информация на сайте MyMedNews.ru является справочно-обобщающей, собранной из общедоступных источников и не может служить основанием для принятия решения об использовании медикаментов в курсе лечения.

MyMedNews.ru

А ещё у нас есть

  • Давление при беременности: норма по триместрам, причины отклонений и способы коррекции показателей

Необходимость в наддуве [ править | править код ]

Безопасной (по давлению воздуха) считается высота менее 4 км. Любой подъём на высоту более 4 км требует применения различных систем жизнеобеспечения.

С подъёмом на высоту более 3 км у человека появляются признаки кислородного голодания (хочется спать). На высотах более 9 км из жидкости организма возможно выделение пузырьков газа (аэроэмболизм). На высотах более 19 км наблюдается закипание подкожной жидкости. Температура воздуха на высоте более 11 км может достигать −60 °C. Для полёта на летательном аппарате в таких неблагоприятных для жизни условиях и потребовалось создать бортовые системы жизнеобеспечения.

Авиатромбоз или тромбоз путешественников — что это?

Начинается сезон отпусков и многим из нас в это время предстоят длительные перелеты на самолете, поездки в автобусах и на поездах. Поэтому именно сейчас мы поднимаем тему «авиатромбоз» или «тромбоз путешественников» — что это, для кого и чем он опасен и,самое главное,как предупредить его появление?

Замечали ли Вы, что во время длительного перелета ноги начинают отекать, болеть, а обувь, которая в обычных условиях идеальна по размеру, вдруг становится тесной? Обычное положение пассажира в самолете — неудобная полусогнутая поза в относительно небольшом пространстве между кресел. Такое неподвижное положение выключает так называемую мышечно-венозную помпу голени, являющуюся основным движителем венозной крови и лимфатической жидкости в вертикальном положении.

Также немаловажным является тот факт, что во время авиаперелета люди потребляют очень ограниченное количество жидкости. В результате кровь сгущается, возникает застой крови, лимфы и тканевой жидкости во всем теле и, прежде всего, в ногах. Доказано, что во время полета на вены нижних конечностей действуют несколько факторов: низкая концентрация кислорода, низкая влажность воздуха и низкое парциальное давление.

По большому счету, вид транспортного средства роли не играет – тромбоз может одинаково развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса. Однако чаще всего наиболее долгое неподвижное положение люди сохраняют именно в самолетах. Плюс вышеуказанные условия в самолете также являются более опасными.

Тромбоз глубоких вен– это болезнь, при которой сгустки крови, также называемые тромбами, образовываются в полости глубоких вен. Чаще всего от этого заболевания страдают ноги. Тромбможет оторваться из ножных вен и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку других мелких или крупных вен – тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.

Сама по себе склонность к тромбообразованию зачастую проходит без явных симптомов,и пациент может о ней и не подозревать. Однако, после долгого авиаперелета есть риск ухудшения состояния и проявления болезни.

Существуют12 основных факторов,повышающих риск тромбоза глубоких вен:

•предшествующая история подобных заболеваний;

•онкология;

•недавняя хирургическая операция или травма нижних конечностей,или катетеризация центральной вены в срок до 3-х недель;

•иммобилизация (гипсовая повязка);

•парезы;

•возраст (чем старше – тем выше риск);

•прием эстрогенов (включая оральные контрацептивы);

•беременность;

•хроническая венозная или хроническая сердечная недостаточность (ХВН или ХСН);

•лишний вес;

•в случае путешествий, место у окна;

•длительное пребывание в неподвижном положении (более 4 часов).

Как нашим венам может помешать то, что мы сидим у окна и наслаждаемся видом облаков или пейзажем? Оказывается, дело в том, что мы все – воспитанные люди и не хотим беспокоить соседей. Поэтому, даже если ноги затекут и пассажиру захочется пройтись, он воздержится от исполнения этого желания – и хорошо, если это пройдет без последствий. Врачи утверждают: ваше здоровье важнее, чем комфорт соседей. Гуляйте по салону каждый час. Когда сидите – двигайте ногами: совершайте круговые движения ступней, шевелите пальцами.

Риск появления тромбоза меньше у людей, которые в принципе ведут подвижный образ жизни, что способствует хорошему кровообращению. Непосредственно во время полета/дороги рекомендуется пить больше жидкости (воды, сока) и избегать употребления алкоголя. Также не надо стесняться двигать ногами: сгибание-разгибание конечности в голеностопном суставе, поднятие носочка, поднятие пяточки, изометрическое сокращение икроножной мышцы.

Если Вы в курсе своей предрасположенности к появлению тромбоза глубоких вен (варикоз и другая недостаточность венозной и лимфатической систем), в таком случае необходимо:

• ношение компрессионных чулок, гольф или колгот.Для лиц без признаков ХВН достаточно гольфов 1 класса компрессии (18-23 мм.рт.ст.) При наличии признаков ХВН степень и уровень компрессии подбирается индивидуально исходя из стадии ХВН. При наличии признаков варикозного поражения ствола поверхностной бедренной вены необходим трикотаж не менее 2 классакомпрессии до паха;

• прием флеботропных препаратов как минимум за неделю до поездки (флебодия или детралекс согласно назначению врача и инструкции);

• консультация с врачом-флебологом;

• ограничение гипотензивных средств;

• отказ от снотворных и седативных средств;

• ношение в полете легкой, не стесняющей одежды и белья;

• потребление не менее 250 мл изотонической жидкости (физиологической 0,9%-ой концентрации- например, слабоминерализованной воды без газа) каждые 2 часа, для группы высокого риска также можно рекомендовать предварительную гидратацию (питье) 3 литрами изотонической жидкости за 12 часов до полета с последующим занятием места у прохода;

• врач- флеболог или кардиолог может назначить Эноксапарин (низкомолекулярный гепарин) 1000 МЕ на 10 кг массы тела (40 мг) за 2 часа до отправления, при многодневных путешествиях – повторные инъекции 1р/день. При продолжающимся приеме антагонистов витамина К рекомендуется тщательный контроль МНО до перелета, при необходимости – коррекция дозы.

Для того чтобы Вы были уверены в хорошем состоянии венозной и лимфатической систем ног и могли спокойно отправиться в путешествие, наша клиника предлагает не требующую никакой подготовки процедуру — УЗИ вен нижних конечностей (УЗ дуплексное или триплексное ангиосканирование). Этот метод обследования, несмотря на его простоту, позволяет своевременно разграничить патологию артериального и венозного кровообращения и подобрать необходимое лечение.При помощи ультразвука можно обнаружить тромбы, располагающиеся в артериях и венах, локальные или диффузные изменения их структуры, оценить состояние коллатерального (обходного) кровообращения в сосудах пораженной области.

Кроме того, до путешествия пациентам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями желательно провести электрокардиографию, ЭХО- сердца (УЗИ сердца), сдать кровь на коагулограмму и побывать у кардиолога.Еще более подробную информацию о состоянии свертывающей системы дадут показатели крови на волчаночный антикоагулянт, определение кардиолипиновых и антифосфолипидных антител.

Подробнее об УЗИ вен и варикозе можно прочитать здесь

Записаться на УЗИ вени сердца, анализы крови и на консультацию к кардиологу в нашу клинику можно заполнив online-форму предварительной записи на прием или по телефону: 32-00-03

Как работают кислородные маски

При снижении давления в салоне автоматически выпадают кислородные маски. Они расположены сверху, и крепятся на гибких шнура-трубках. Рассчитаны для использования взрослых и детей. После надевания на лицо в дыхательную систему поступает большой объем кислорода. Это нормализует состояние, пассажир может адекватно оценивать ситуацию.

Подача кислорода осуществляется в несколько минут, пока самолет не опустится на безопасную высоту. Это происходит быстро, чтобы давление и объем кислорода в салоне стабилизировался с внешней средой. Помните, это не падение, а контролируемый спуск лайнера.

Но что, если полет над Гималаями и самолет не может быстро опуститься на нужную высоту? Пилоты будут следовать предопределенным маршрутам разгерметизации, которые позволяет сделать плавный спуск. Даже над горами всегда есть возможность достичь безопасной высоты, пока не закончится дополнительный кислород. Его запас составляет 15-17 минут интенсивного дыхания всех пассажиров.

Советы для профилактики

Перед тем, как отправиться в путь, проверьте аптечку и обязательно примите таблетку валидола. Чтобы предотвратить возможное укачивание, заранее приобретите препарат, предотвращающий это явление. Лучше перед рейсом посетить своего врача для консультации и инструкции.

Постарайтесь не есть еду, которая вызывает вздутие и газы и не пейте алкоголь.

По возможности наденьте подходящую одежду, которая предотвратит образование тромбов. Это могут быть компрессионные чулки или колготки. Обувь должна быть комфортной.

Слушать музыку

При взлете и посадке лучше включить музыку и закрыть глаза

Смена часовых поясов тоже может повлиять на организм негативным образом! Для тех, кто летит в западном направлении (с востока), рейс лучше всего подобрать в утреннее время. Если с запада на восток, то наоборот — на вечер.

Не забудьте обследоваться перед полетом, чтобы проверить свои легкие и их емкость.

Уточните у своего врача: можно ли с вашим давлением летать или лучше не рисковать. Возможно, авиаперелет лучше отложить на некоторое время, пока состояние здоровья не улучшится. Это касается в первую очередь тех, кто планирует длительный перелет.

Риски и возможные обострения гипертонии

Самое часто встречающееся осложнение во время полета – это гипертонический криз. Перепад атмосферного давления совместно с нервным напряжением вызывает тяжелое состояние из-за резкого повышения артериального давления. Также возникают и другие последствия:

Не терпите высокое давление

Сейчас гипертонию можно вылечить, восстановив сосуды…

>

  • Инфаркт и инсульт могут наступить из-за резкого повышения артериального давления – гипертонического криза.
  • Отечность конечностей возникает из-за длительного статического положения. В нижних конечностях возникает застой крови, провоцирующий отек ног.
  • Закупоренность сосудов тромбами. Нехватка кислорода провоцирует сужение сосудов, уменьшая их просвет. Образуются сгустки крови, закупоривающие узкие просветы стенок сосудов. Пожилые люди с атеросклерозом более склонны к этому виду осложнений во время полета.
  • Сердечный приступ возникает из-за нехватки кислорода. Нарушается кровообращение, сердце недополучает необходимое количество кислорода. Возникает приступ.

Риски и возможные обострения гипертонии

Примеры аварийных ситуаций

В 2005 году, самолет Helios Airways по пути из Кипра в Афины врезался в гору после потери давления в салоне, убив всех 115 пассажиров и шесть экипажей на борту. Официальное расследование инцидента показало, что система стабилизации была оставлена ​​в ручном режиме, что привело к падению давления в салоне. Пилоты потеряли сознание, поскольку они страдали гипоксией. Кислород для пассажиров закончился через 15 минут, и когда у самолета на автопилоте закончилось топливо, он разбился в 33 км от аэропорта Афин.

В другом инциденте Пейн Стюарт, известная звезда гольфа, была убита вместе с пятью другими людьми, когда самолет Learjet 35 разбился в октябре 1999 года по пути из Орландо во Флориду в Даллас в Техасе. В официальном отчете не удалось определить конкретную причину аварии, но вероятно, это является результатом потери давления в салоне и неспособности получить аварийный кислород, что приводит к тому, что два пилота потеряли сознание.

Негативные инциденты также были задокументированы. В начале этого года, в июле, у более 30 пассажиров Ryanair наблюдалось кровотечение из ушей. Они получили стационарное лечение после того, как давление стало ниже критической отметки.

Медикаменты, используемые в момент перелета

Перед авиаперелетом гипертоник должен проконсультироваться со специалистом. При положительном ответе врача насчет поездки, назначаются препараты, быстро понижающие давление. В их перечень входят:

  • Диуретики – снимают давление за счет мочегонного эффекта. Препарат начинает действовать в течение 1 часа. Запрещены пациентам с заболеваниями почек.
  • Бета-блокаторы понижают тонус сосудов, уменьшают силу и число сердечных сокращений. Давление снижается в течение 30 минут.
  • Ингибиторы блокируют ферменты, вызывающие стойкое повышение давления. Действие наступает через 15-60 минут. Ингибиторы оказывают более щадящее воздействие на почки.

Медикаменты, используемые в момент перелета

Кроме препаратов, снижающих артериальное давление, в аптечке обязательно должны быть лекарства, снимающие головные и сердечные боли, успокоительные, нашатырный спирт.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]