- Главная
- Услуги и цены
- Неврология
- Восстановление речи после инсульта
Инсульт представляет собой острое нарушение кровоснабжения мозга, когда от недостатка кислорода гибнут клетки в нервных центрах и разрушаются нейронные связи. Его последствия могут быть самыми разными: потеря памяти, частичный или полный паралич, деменция и нарушения речи. Последние классифицируются по нескольким типам: легкие, средние и тяжелые.
Однако результаты инсульта не являются необратимыми: в большинстве случаев реально вернуть пострадавшего к нормальной жизни при помощи комплекса восстановительных мероприятий.
Признаки нарушения речи
О том, что при инсульте оказались повреждены участки мозга, отвечающие за речь, говорит поведение пострадавшего:
- Больной путает слова и звуки, запинается, заикается;
- Нарушено построение предложений – вместо «я пошёл на улицу» человек может сказать «я улица на идти» и т.д.;
- Частое повторение одних и тех же звуков или слов;
- Пациент плохо понимает то, о чем ему говорят, забывает названия предметов;
- Нарушены навыки последовательного счёта;
- Появились нецензурные слова и выражения.
Последний фактор зачастую становится неожиданным, так как после инсульта могут начать ругаться даже культурные и воспитанные люди. Специалисты утверждают, что это связано с древним происхождением нецензурной лексики.
Курс лечения афазии
Курс лечения для восстановления речи после инсульта делится на несколько этапов.
Диагностика нарушений речи
Логопед ставит окончательный диагноз после 1-2 недель. В ходе диагностики он обращает внимание на способность изъясняться, степень понимания обращенной к больному речи. Если у пациента отмечаются нарушения речи средней или легкой тяжести, логопед приступает к более детальному анализу отклонений для выяснения типа афазии.
Выясняется:
- степень четкости речи;
- наличие заикания, застревания на некоторых звуках, предрасположенности к замене одного звука на другой;
- возможность запоминания слов;
- наличие склонности использования словоформ не к месту;
- степень восприятия и составления логико-грамматических конструкций и т.п.
На основании полученных данных логопед намечает основную программу и подбирает комплекс упражнений для восстановления речи после инсульта. При необходимости дает рекомендации о привлечении других специалистов. Логопед будет выдавать задания для закрепления материала дома.
Первый этап лечения
Логопед выстраивает общение с пациентом так, чтобы он начал обрабатывать обращенную к нему речь. Специалист обращает внимание на общее состояние больного, чтобы устранить «периоды молчания». Каждые 15 минут (варьируется специалистом) пациенту задается короткий вопрос. Фраза произносится медленно, удерживается зрительный контакт. Вопрос мотивирует не только выслушать, но и дать ответ, не ограничиваясь жестом. Например: «Вы будете пить сок или воду?».
Работа с карточками – следующий шаг. Логопед показывает изображения привычных предметов и объектов, а пациент должен назвать их. Усложненное упражнение – выбрать название среди нескольких вариантов. Далее показывают фотографии из фотоальбома, а больной называет, кто на них изображен.
В продолжение упражнений на называние идут буквы и цифры. Перед человеком раскладывают карточки в произвольном порядке с буквами или цифрами. Их число и размер определяет логопед в зависимости от общего состояния больного и тяжести афазии.
Далее специалист учит пациента оперировать словами из вопроса. Ему нужно составлять ответ из них, меняя местами либо повторяя нужные.
Рядам также уделяется внимание во время занятий. В большинстве случае большой может воспроизвести алфавитный порядок, последовательность дней недели, месяцев. Поэтому логопед просит воспроизвести ряд в обратном порядке, что заставляет задуматься.
При отсутствии нарушений в навыках чтения и письма их специалист использует в терапии. Человека он просит в медленном темпе прочитать отдельные слова, предложения, абзацы. Затем задает наводящие вопросы, чтобы пациент рассказал суть прочтенного материала.
Второй этап лечения
После улучшения в состоянии речи после инсульта занятия усложняются. Сначала работают над восстановлением связей между словами и образами, исправляют нарушения номинации и внутренней речи, учат сохранять заданную речевую конструкцию в естественном порядке, самостоятельно строить фразы.
Занятия с картинками усложняются. Теперь нужно не только назвать, что изображено. Следует выбрать из нескольких вариантов правильное название объекта или выполнить изображенное действие. Затем пациент выбирает карточки к заданному слову и наоборот.
Продолжается работа с составлением ответа из слова вопроса. Добавляют сюжетные картинки и серии изображений с последовательным сюжетом. Пациент должен составить рассказ из заданного логопедом числа слов и предложений.
Дается задание на подбор слов в соответствии с определенным признаком. Ведется работа над ритмом речи, темпом повествования и интонацией. Подключаются схема предложений. Пациенту предлагается составить план своего ответа, пересказать текст разной сложности сначала со словами и картинками-подсказками, затем (по мере усвоения) повышается уровень самостоятельности. Продолжается работа с написанием и чтением текстов, как под диктовку логопеда, так и самостоятельно.
Далее ведется работа над пониманием речи и восстановлением контроля своей речи, пространственных представлений. Логопед помогает конструировать и воспроизводить выданные эталоны речи, классифицировать и сортировать слова по их назначению, строить речь при использовании опорных слов определенного пространственного значения, предлогов и союзов. С больным ведется работа, направленная на развитие способности толковать смысл слов, совершать счетные операции, сочинять на заданную тематику, выполнять разной сложности инструкции.
Затем перед логопедом стоит задача скорректировать произношение путем устранения инертности в речи, исправления артикуляционных дефектов. Специалист работает над темпом, ритмом и интонацией больного, вербализацией его действий, речевыми рядами, восстанавливает артикуляционные уклады.
В заключение второго этапа логопед работаем над устранением дефектов в навыках счета, чтения и письма. Пациент должен не только узнавать, но и называть буквы и цифры, выполнять звуковой и буквенный анализ по предложенным схемам, читать и анализировать прочитанное. Ведется работа над восстановлением письменных навыков.
Виды речевых расстройств
Современная медицина знает два основных вида нарушений речи после инсульта: афазию и дизартрию. В первом случае речь нарушается из-за гибели нейронов и их связей в мозговом центре, который отвечает за речь. Афазия бывает полной и частичной. Дизартрия возникает на фоне того, что в мозге пострадали центры, отвечающие за работу речевых мышц.
Афазия
Является самой распространенной причиной нарушения речи. Всего насчитывается шесть вариаций афазии:
- Моторная
. Эта форма делится ещё на два вида афазии. При афферентной афазии больной не может выбрать артикуляторную позу, которая нужна для того, чтобы произнести конкретные звуки. При эфферентной афазии речь сохраняется на инстинктивном уровне, но нарушено повторение. У пострадавших возникают трудности с переходом из одного положения к другому. - Динамическая
. В данном варианте у пациентов наблюдаются проблемы активного высказывания: невозможность корректно сформулировать предложение, потому что нарушены и внешняя, и внутренняя речь. Нередки случаи эхопраксии – повторения – ситуации, когда больной автоматически начинает повторять вслед за собеседником слова, фразы, мимику или жестикуляцию. - Сенсорная
. Делится на три типа: корковая, субкортикальная и транскортикальная афазии. В первом случае у больного отсутствуют и понимание, и произношение звуков, во втором – искажается трансляция импульсов от отделов мозга, ответственных за восприятие звуковой информации. В третьем случае нарушаются письмо и зрительная функция, но пациент способен к восприятию легких речевых конструкций. - Сематическая
. Пострадавшие полностью не понимают сложные речевые конструкции, которые отвечают за пространственное соотношение. Часто наблюдаются проблемы при выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические формулировки. Пациенты забывают названия простейших бытовых предметов – посуды, мебели, одежды, электроприборов, медленно читают. Иногда развивается акалькулия – нейропсихологическое заболевание, когда человек теряет способность последовательного счёта. - Акустико-мнестическая
. При данной афазии у больных возникают трудности, которые связаны со способностью удерживать в памяти информацию, воспринимаемую слуховым путём. Во время занятий с логопедом больные не могут повторить простейшие связки из нескольких слов, разобраться в смысле предложения, когда его произносят в быстром темпе или во время разговора с несколькими собеседниками. - Тотальная
. Отличительной чертой этого вида афазии является полное отсутствие речи в связи с поражением большого количества участков мозга. Тотальная афазия подлежит тяжелой и долгой коррекционной работе у разных специалистов – от массажистов до логопеда.
Дизартрия
Вид речевого расстройства, когда у пострадавшего от инсульта нарушается работа органов, отвечающих за артикуляцию (язык, нёбо, губы). Наблюдается намного реже, чем афазия, развивается, как правило, при поражении разных структур мозга, в частности черепных нервов, принимающих участие в работе речевых мышц. У пациентов наблюдается вялая и неуверенная речь, затруднено произношение отдельных звуков или слов.
Артикуляционная диспраксия
Ещё один вид нарушений речи – неспособность человека совершать последовательные движения ртом, губами, языком – который делится на два вида: кинетическую и кинестетическую.
В первом варианте появляются трудности при последовательной смене звуков и слогов, пропуск их, замена одного слога или звука на другой, неправильная расстановка ударений.
Во втором варианте возникают нарушения в артикуляционном укладе: мозг испытывает затруднения при взаимодействии с мышцами, отвечающими за воспроизведение звуков.
Формирование двигательных навыков осуществляется через адекватно скоординированные действия. После инсульта в участках мозга с премоторной, профронтальной и моторной корой может произойти гибель нейронов, которая и приведет к диспраксии.
Коррекцией диспраксии в содействии с неврологом и психологом занимается логопед.
В чем особенности инсульта правого полушария
Правое полушарие контролирует работу левой половины тела. То же верно и для противоположной стороны — левая часть мозга контролирует правую половину тела. Исключение составляет глубокая бессознательная чувствительность — понимание положения тела в пространстве. Такая чувствительность сохраняется и после инсульта, так как имеются определённые особенности проведения этого вида чувствительности до головного мозга.
Система такой перекрестной работы актуальна для физического функционирования человека, например, если локализация инсульта – правое полушарие головного мозга, то у человека случится паралич (в виде выраженной слабости или наоборот — высокого тонуса мышц руки и ноги) левой половины тела.
Также важно, что правая сторона мозга отвечает за психологическое состояние, эмоции, воображение и ориентацию в пространстве. Из-за нарушения работы правого полушария у человека нарушается пространственное мышление, понимание предметов, теряются творческие способности, становится сложно контролировать эмоции и подключать воображение.
Инсульт правого полушария так серьезен, что его последствия могут разрушить жизнь человека, поэтому важно как можно скорее начать реабилитацию, чтобы максимально восстановиться.
Способы восстановления речи после инсульта
Речь после инсульта реабилитируется через комплекс различных мероприятий. Это и приём лекарств, улучшающих кровообращение и способствующий образованию новых нейронных связей, и физиотерапия, массаж, логопедические и артикуляционные упражнения и многое другое. План восстановления речи после инсульта у конкретного больного разрабатывается индивидуально на основе исследований и вынесенного диагноза. Отдельные моменты восстановительной терапии требуют контроля специалиста, но далеко не все. Некоторые упражнения для восстановления речи после инсульта больной может выполнять и при помощи и участии близких ему людей, что сделает процесс выздоровления более эффективным.
Как только состояние пациента стабилизировалось, начинаются самые первые упражнения. Больного обследуют логопед и невролог. Специальные тесты помогают выявить имеющиеся проблемы и назначить дальнейшее лечение.
Нет гарантий, что человек полностью восстановит речевые навыки: многое зависит от того, насколько сильными оказались повреждения мозга, от способностей организма к регенерации и заинтересованности больного и его близких в достижении цели.
Заниматься самолечением и самостоятельно учить больного разговаривать категорически не рекомендуется. Есть риск развития осложнений в виде эхолалии – бессмысленного повторения слов, словесный эмбол, аграматизму и т.д. Комплекс лечебных мероприятий назначается исключительно группой лечащих специалистов.
Логопедические упражнения
Регулярные занятия с логопедом – это залог восстановления речи. Поначалу специалист занимается с пациентом сам, затем родственники могут продолжить тренировки уже в домашних условиях.
Основа работы логопеда – это вовлечение тех или иных участков мозга в управление речевыми функциями. Для этого он использует разные методики и комплексы упражнений:
- Фонетические. Через повторение пострадавшим за врачом отдельных звуков, слов и фраз определяется вид нарушения речи. Под контролем оказываются мимические мышцы языка и губ.
- Семантические. Стимулируется активный мыслительный процесс. Человек, который перенёс инсульт, должен завершать предложения, ряды ассоциаций, беседовать на различные темы.
- Наглядные. Применение карточек с изображениями, книжных иллюстраций и других специализированных предметов для того, чтобы больной начал выстраивать различные связи и ассоциативные ряды. Обычно этот метод используется при сенсорной афазии.
- Творческие. К восстановительной работе подключаются различные виды творческой деятельности – в частности те, которыми пациент увлекался. Это может быть выразительное чтение скороговорок, стихов, актёрское мастерство, музыка, пение, рисование и т.д.
Существуют несколько правил выполнения заданий:
- Постепенное повышение сложности упражнений;
- Обязательно поощрение достижений больного;
- Следить за состоянием пациента, не допускать переутомления;
- Количество занятий – не более 5-10 в неделю.
На основании успехов пациента время от времени логопед должен корректировать программу восстановительных мероприятий.
Массаж
После инсульта нередки случаи не только нарушения речи, но и появление проблем с речевым аппаратом: у больных нарушается жевательная функция, появляется неконтролируемое слюнотечение, обвисают уголки рта и щёки. Возникает необходимость вернуть мышцам тонус и запустить процесс восстановления правильной мимики. Здесь на помощь больному приходит специальный массаж, который назначается лечащим врачом в зависимости от особенностей травмы у конкретного человека.
Главные задачи массажа в рамках восстановительной терапии – это:
- Улучшение кровообращения и активизация оттока лимфы;
- Приведение в норму тонуса и эластичности мышечной ткани;
- Укрепление общего состояния организма;
- Снятие напряжения и тревожности у пациентов.
Массаж назначают почти сразу после стабилизации состояния больного: примерно через одну-две недели после кризиса. Сначала это простые поглаживания мышц и слабые растирания в умеренном ритме. Затем приёмы становятся более сложными, используются разминание и вибрация, интенсивность и продолжительность сеансов увеличивается.
Решение о назначении или отказе от курсов массажа принимает лечащий врач. Иногда у пациента могут быть противопоказания к нему, повышенный риск развития тяжелых отклонений от нормы функциональности организма, иные осложнения.
Артикуляционные упражнения
Данный вид занятий используется для того, чтобы повысить контроль над мышцами, задействованными в говорении.
Логопедические упражнения, которые разрабатывают язык:
- Высунуть его и несколько секунд подержать в таком положении;
- Постараться достать языком до носа, задержать;
- Провести им из одного угла рта в другой несколько раз;
- Поводить языком по нёбу вперёд и назад;
- Цокать;
- Слегка прикусить язык, предварительно его расслабив;
- Обвести губы сначала против часовой, а потом по часовой стрелке.
Упражнения, разрабатывающие губы:
- Сложить их в трубочку и вытянуть;
- Улыбнуться с закрытым ртом;
- Поднимать вверх губу, показывая верхний ряд зубов;
- Катать воздух в разные стороны, надувая то одну, то другую щёку;
- Дуть через губы, предварительно их расслабив;
- Тянуть при помощи пальцев их вверх, вниз, вправо, влево;
- Чередовать приподнятые и опущенные уголки рта.
Упражнения, восстанавливающие голос:
- Поочерёдное произношение гласных;
- Беззвучная артикуляция «Ы»;
- Произношение гласных друг за другом с плавным переходом звука, при этом меняя местами ударения;
- Повторение согласных звуков – от глухих к звонким.
Упражнения для мимики:
- Работа бровями: хмуриться, удивляться при их помощи;
- Очень широко открыть, а затем расслабить рот;
- «Поцеловать» воздух;
- Показать собеседнику язык и тянуть его в разные стороны;
- Подвигать челюстью.
В зависимости от вида заболевания врач подбирает индивидуальный комплекс заданий для каждого пациента.
Дыхательная гимнастика
Занятия с логопедом будут проходить в разы эффективнее, если перед началом речевых упражнений выполнить физические, которые улучшат артикуляцию и работу лицевых мышц:
- Тянуть букву «У» через вытянутые «трубочкой» губы;
- Несколько раз улыбнуться так, чтобы соблюдалась симметрия в уголках губ;
- Если потеря чувствительности несущественная – чуть-чуть прикусить нижнюю, а затем и верхнюю губы;
- Сворачивать трубочкой язык;
- Выразительно почмокать;
- Провести языком по губам и нёбу;
- Спокойно надуть и сдуть щёки.
Для достижения положительной динамики упражнения должны выполняться регулярно.
Лекарственная терапия
Приём медикаментов в постинсультный период позволяет предотвратить процесс разрушения клеток, нормализовать кровообращение и запустить процесс регенерации тканей.
Специалисты назначают препараты разных видов:
- Кроворазжижающие – лекарства, которые снижают вязкость крови и стимулируют улучшение кровообращения;
- Диуретики – снимают отёки, в том числе в мозге;
- Ноотропные препараты – стимулируют регенерацию нервных клеток;
- Гипотензивные препараты – не позволяют артериальному давлению достичь критического значения, которое может спровоцировать осложнения.
Музыкотерапия
В определённых ситуациях, когда больной совсем не говорит, но может петь, помогает лечение музыкой. Все упражнения с логопедом в такой ситуации проходят через пение: пациент пропевает звуки, слова, предложения, повторяет слова и мотив вслед за любимым исполнителем.
Помимо этого, музыка положительно влияет на психику человека, успокаивая или же делая его счастливым. Часто больные пребывают в состоянии депрессии или повышенной тревожности, и здесь на помощь специалистам приходит музыка, которая стабилизирует эмоциональный фон.
Положительное влияние музыки на восстановление мозга после инсульта исследовалось на научных практикумах. Людям с нарушениями речи во время занятий измеряли показатели деятельности коры головного мозга. Было доказано, что музыка стимулирует работу нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, а значит, и восстанавливает утерянные в ходе болезни свойства мозга.
Физиотерапия
Набор лечебных практик и методик по стимуляции артикуляционного аппарата и голосовых связок путём воздействия электрическими импульсами, магнитным излучением, светом, теплом или воздухом, ультразвуком и т.д.
Одни из главных задач физиотерапии после перенесённого инсульта – это:
- Предупреждение осложнений и нового инсульта;
- Улучшение кровообращения и обмена веществ;
- Предупреждение возникновения тромбов, которые могут привести к закупорке сосудов;
- Восстановление мышечного тонуса;
- Снятие боли и отёков;
- Улучшение прохождения нервных импульсов, ускорение образования новых нейронов;
- Нормализация режима сна и общего самочувствия больного.
Иглорефлексотерапия
Популярная процедура используется для коррекции моторной афазии и способствует восстановлению тонуса речевого аппарата.
Эффективность иглоукалывания давно доказана наукой: иглы раздражают нервные окончания в коже, посылают сигналы в головной и спинной мозг, тем самым активируя ЦНС и способствуя образованию новых нейронов. Также при использовании этого метода улучшается активность мышц, уменьшается боль, активизируется иммунная система.
Народные способы
Лечение инсульта травами иногда практикуют некоторые врачи, назначая его в качестве вспомогательной терапии. Приём отваров калины, чабреца, зверобоя, шиповника, календулы, конечно, может поспособствовать улучшению кровообращения или повысить общую сопротивляемость организма, но панацеей не является.
Не рекомендуем самостоятельно начинать лечение родственников, пострадавших от инсульта, народными методами: предварительно проконсультируйтесь у лечащего врача и убедитесь, что у больного нет аллергии на то или иное средство.
Реабилитация после инсульта у пожилого человека и сроки восстановления
Рекомендуем
«Как общаться с пожилыми родителями, чтобы всем было комфортно» Подробнее
Реабилитация после инсульта у пожилого человека должна быть полноценной, крайне важно приложить все усилия, чтобы больной как можно скорее вернулся к полноценной жизни. Для быстрого восстановления реабилитацию лучше всего пройти в профильных заведениях, где назначат комплексное лечение. Конечно, выздоровление займет немало времени, каждый из случаев болезни индивидуален. Кому-то потребуются годы, а кто-то встанет на ноги уже через несколько месяцев.
Выделяют три этапа реабилитации после инсульта пожилого человека:
- Ранняя реабилитация (полгода).
- Позднее восстановление (от 6 месяцев до года).
- Резидуальная реабилитация (после инсульта прошло не меньше года).
Первые три месяца происходит восстановление сил и функций пострадавшей части тела. Успешность и эффективность реабилитации после инсульта пожилого человека в большей степени зависит от своевременного и грамотного лечения. По мнению медиков, важнейший период выздоровления — первый год.
Первые полгода — благоприятное время для реабилитации речевых и двигательных функций после перенесенного приступа. Многие семьи помещают родственников после кровоизлияния в мозг в специализированные пансионаты. Это объясняется тем, что для эффективного лечения и восстановления больного, человек, ухаживающий за ним, должен обладать хотя бы первичными навыками и базовыми знаниями. Иначе конечный результат может оказаться неудовлетворительным.
В первые несколько дней пациента нужно оградить от любого негатива, создать благоприятный микроклимат. Очень важно разговаривать с пожилым человеком, делиться хорошими новостями.
Период выздоровления занимает длительное время, в течение которого больной проходит комплексное лечение:
Рекомендуем
«Адаптация пожилых людей: в современном обществе и домах-интернатах» Подробнее
1. Прием лекарственных препаратов.
2. Физические нагрузки:
- восстанавливающая гимнастика и физкультура;
- массажные процедуры;
- физиотерапевтические манипуляции (электрофорез, целебные ванны, магнитотерапия).
3. Психологическая поддержка:
- курс занятий у психолога;
- восстановление бытовых и социальных навыков;
- общение с другими людьми.
4. Соблюдение специальной диеты — отказ от жареного, жирного, острого, алкоголя, кофе. Рекомендуется употреблять больше продуктов, богатых полезными витаминами, микроэлементами, стимулирующими работу головного мозга и организма в целом.
5. Восстановление речевого аппарата, логического мышления и памяти:
- курс занятий у логопеда;
- решение задач и головоломок;
- занятия пением и чтением вслух.
6. Реабилитация опорно-двигательной системы:
- гимнастика, занятия на тренажерах;
- посещение бассейна;
- ходьба.
На протяжении всего курса реабилитации с пожилым человеком после инсульта рядом должны находиться родные, их цель — окружить больного любовью и заботой. Для пациента преклонного возраста — это лучшее лекарство, придающее силы и бодрость для скорейшего выздоровления и восстановления утраченных функций.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
- Особенности пожилых людей: психологические и физиологические
- Основные проблемы пожилых людей и способы их решения
- Дом-интернат для престарелых людей: особенности и правила выбора
Сколько времени занимает восстановления речи после инсульта
Процесс реабилитации занимает обычно от нескольких месяцев до нескольких лет – всё зависит от того, несколько сильно были повреждены речевые центры. Обычные нарушения при афазии исчезают в среднем через 3-6 месяцев после кризиса.
Если инсульт был перенесён в тяжёлой форме, то возможность восстановления утраченных речевых навыков составляет около 55%. При средней тяжести гарантированно можно восстановить 75% повреждений, при лёгкой – до 90%.
Самый благоприятный прогноз наблюдается у больных, которые перенесли моторную афазию. У молодых людей речь восстанавливается практически полностью, у пожилых могут остаться незначительные нарушения в виде нечёткого произношения отдельных звуков.
Обучение базовым навыкам при восстановлении пожилых людей после инсульта
Пожилым людям, перенесшим инсульт, и их родственникам необходимо сразу настроиться на то, что реабилитация не будет простой. Восстановление пациентов после удара можно сравнить с развитием ребенка после рождения: сначала он ползает, затем сидит, следом встает на ножки и только после этого начинает ходить. У природы свои законы, и «пропустить» какой-то этап развития не получится. То же самое можно сказать и о мероприятиях по восстановлению пожилых людей после инсульта: остановка или даже перерыв в упражнениях означает возврат на предыдущую позицию.
Целью мероприятий по восстановлению после инсульта является обретение заново навыков самообслуживания и бытового поведения.
Больному нужно выполнять комплекс простых упражнений, чтобы восстановились навыки самообслуживания. Он учится открывать кран, пользоваться зубной щеткой, надевать вещи, застегивать пуговицы — т. е. совершать действия, которые до наступления инсульта были ему под силу, как и любому здоровому человеку. Но теперь это кажется невозможным, ведь утрачена способность двигаться. Поэтому любое действие сначала разбирается на составляющие, отрабатывается поэтапно. Так запускается процесс реабилитации.
Для того чтобы открыть кран, нужно сначала протянуть к нему руку. Это действие можно отработать еще тогда, когда пожилой человек после инсульта находится в лежачем положении. Возможно, он будет выполнять это действие не раз и не два, ошибаясь и начиная заново, но в итоге у него все получится. Таким же образом отрабатываются и другие движения. Повторяя одни и те же действия каждый день, больной доводит их до автоматизма, при этом в его мозгу формируются нейронные мостики, восстанавливающие связи между действием и определенной областью мозга, отвечающей за его совершение.
Это трудная и кропотливая работа, но именно она помогает пожилым людям, перенесшим инсульт, встать на путь выздоровления и обрести утраченные навыки.
Рекомендуем
«Опухоли у пожилых людей: причины, диагностика и лечение» Подробнее
Где лучше пройти реабилитацию?
Самые первые действия по возвращению утраченных навыков начинаются ещё в условиях стационара. Лечащий врач разрабатывает стратегию лечения и назначает препараты, которые способствуют ускорению регенерации клеток мозга.
Восстановление речи после инсульта проводится как дома, так и в специальных реабилитационных , г.Москва), где с пострадавшими занимаются квалифицированные логопеды-афазиологи, неврологи, психологи, массажисты.
Предварительно пациента осматривают, назначают по результатам диагностики реабилитационную программу, позволяющую постепенно вернут человека к нормальной полноценной жизни. С родными и близкими пациента проводятся индивидуальные консультации и назначаются комплексы упражнений, которыми необходимо будет продолжать заниматься в домашних условиях.
Другие методики лечебно-профилактического воздействия
Сложное нарушение речи после инсульта, возможно, устранить и при помощи других способов терапии, порекомендовать которые сможет только квалифицированный невролог. В этих целях он проведет комплексную диагностику, по результатам которой назначит соответствующее лечение, включающее:
- Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
- Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
- Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.
Комплексная терапия, включающая данные методики воздействия, помогает улучшить речевые функции. Сложность реабилитационного периода и сколько займет лечение последствий геморрагического или ишемического инсульта зависит от локализации кровоизлияния, его обширности. В некоторых случаях на восстановление уходит всего месяц, в других до 2-х лет.
Проблемы с речью после кровоизлияния в головной мозг могут заключаться не только в непосредственном повреждении центров, но и в параличе мимических мышечных тканей. В результате артикуляционная мускулатура перестает выполнять свою работу, а терапия и реабилитация осуществляется, как и при нарушениях координации.
Иглорефлексотерапию – используется для восстановления речевой функции