Ритм галопа и ритм перепела при аускультации сердца


Ритм галопа и ритм перепела: признаки патологических тонов, причины, диагностика, лечение

Испокон веков врач при обследовании больного человека полагается только лишь на свои руки и уши, ведь визуализирующие методы диагностики появились сравнительно недавно. И до сих пор одной из главнейших врачебных манипуляций является аускультация, или выслушивание с помощью специальной трубки звуков, создаваемых работой сердца.
Сердце, как и любой другой орган, при работе создает определенные звуки. Это обусловлено тем, что в сердце постоянно движется кровь, проходящая через клапаны, а створки клапанов открываются и захлопываются, издавая звуковые колебания. Кроме этого, в момент растягивания сердечной мышцы предсердий и желудочков создается вибрация, которая наслаивается на звуки захлопывания клапанных створок.

В норме в точках проекции сердечных клапанов на переднюю грудную клетку (пятое межреберье слева, вторые межреберья справа и слева, четвертое межреберье слева) выслушиваются два сердечных тона — первый и второй. У астеничных худощавых людей, у детей и подростков могут быть выслушаны еще два тона — третий и четвертый, но их отсутствие не считается патологией.

Однако, с 2004 года (Е. Браунвальд) представления о характере происхождения I тона несколько изменились — теперь принято считать, что такой звук создает не захлопывание клапана, а удар крови о стенки желудочка, когда кровь сначала быстро наполняет желудочки, а затем резко прекращает свое движение. I тон является систолическим, так как он свидетельствует о систоле (сокращении) желудочков. II тон является диастолическим, так как обусловлен диастолой (расслаблением) желудочков.

II тон образуется через несколько сотых долей секунды после первого и образован он звуками, которые создаются закрытием створок клапанов аорты и легочного ствола, а также колебательными движениями стенок указанных артерий.

распределение тонов сердца в сердечном цикле

— там — та — там — та — там — та — I тон — II тон — I тон — II тон — I тон — II тон

Не следует путать тоны сердца и шумы в сердце. Между двумя тонами существуют беззвучные паузы, во время которых осуществляется непосредственно ток крови, в норме происходящий по камерам сердца бесшумно. Однако, при пороках сердца или при другой патологии сердечных клапанов струя крови испытывает затруднения при изгнании из соответствующих пороку камер сердца, поэтому возникают звуковые феномены, именуемые шумами. Шумы могут выслушиваться в паузах между тонами, а могут наслаиваться на них.

Такими ритмами принято считать звуковые феномены, которые образуются при патологии самой сердечной мышцы или клапанных структур. При выслушивании сердца с подобной патологией определяется трехчленный ритм, при котором II тон кажется раздвоенным (расщепленным). Но на самом деле расщепленный звук является ни чем иным, как добавочным тоном. Чем конкретно обусловлен патологический тон, зависит от вида ритма. К расщепленным ритмам относятся ритм галопа и ритм перепела.

Патологические расщепленные ритмы

Такими ритмами принято считать звуковые феномены, которые образуются при патологии самой сердечной мышцы или клапанных структур. При выслушивании сердца с подобной патологией определяется трехчленный ритм, при котором II тон кажется раздвоенным (расщепленным). Но на самом деле расщепленный звук является ни чем иным, как добавочным тоном. Чем конкретно обусловлен патологический тон, зависит от вида ритма. К расщепленным ритмам относятся ритм галопа и ритм перепела.

Видео: описание патологических дополнительных тонов при аускультации

Диагностика хронической сердечной недостаточности

Сердечная недостаточность не является самостоятельным заболеванием. Это осложнение различной патологии сердечно-сосудистой системы, при которой ослабевает сократимость сердечной мышцы, сердечный выброс не соответствует метаболическим потребностям тканей, что приводит к уменьшению венозного возврата и увеличению общего сопротивления сосудов.

Наиболее часто хроническая сердечная недостаточность развивается у пациентов, страдающих следующими заболеваниями:

  • Ишемической болезнью сердца;
  • Артериальной гипертензией;
  • Сахарным диабетом;
  • Кардиомиопатиями;
  • Системными заболеваниями соединительной ткани;
  • Клапанными пороками сердца.

Реже причиной хронической сердечной недостаточности являются обменные и эндокринные заболевания, нервно-мышечные болезни, интоксикации, дефицит калия, селена, магния, селена, хронические заболевания органов дыхания.

Пациенты, страдающие хронической недостаточностью, предъявляют следующие классические жалобы:

  • Инспираторная одышка;
  • Ортопноэ (одышка в положении «лёжа»);
  • Пароксизмальная ночная одышка;
  • Кашель;
  • Кровохарканье;
  • Сердцебиение;
  • Жажда;
  • Слабость, утомляемость;
  • Когнитивные расстройства (снижение памяти, умственной работоспособности).

Чем опасна тахикардия, и какие последствия возможны при ее развитии?

Виды тахикардии

Прежде, чем говорить о том, чем опасна тахикардия сердца, нужно понять, что это заболевание происходит из-за нарушений работы разных его отделов. Разные виды заболевания несут и разные опасности для человека.

Анатомически сердце разделено на предсердие и желудочки. В зависимости от того, где локализуется очаги нарушений ритма, различают:

  • синусовую тахикардию, которая развивается в предсердии, то есть в синусовом узле;
  • предсердная или желудочковая пароксизмальная тахикардия — она возникает в предсердии или желудочках когда в этих отделах происходит искажение сигнала, подаваемого синусным узлом.

Чем опасна для человека тахикардия?

Отвечая на вопрос, опасна ли тахикардия сердца, любой врач однозначно ответит утвердительно, ведь по своей сути это работа сердца на износ. Оно работает неэффективно, так как из-за участившегося ритма желудочки не успевают наполняться кровью. Получается, что орган работает быстрее, но скорость не позволяет делать свою работу качественно. Отсутствие крови в желудочках не поставляет кислород к остальным органам и в этом кроется основная опасность нарушения ритма.

Желудочковая тахикардия может стать виновницей ишемической болезни и инфаркта миокарда, так как при ней нарушается кровоснабжение сердца. В особо тяжелых случаях нарушения ритма могут приводить к сердечной недостаточности, причем эта болезнь развивается даже у тех, кто совершенно здоров, но симптомы долгое время оставались без внимания.

Также это приводит к отекам легких и нарушениям кровоснабжения мозга, а также к тромбоэмболии легочной артерии. К этим последствиям приводит пароксизмальная разновидность болезни. Хроническая сердечная недостаточность помимо изнашивания сердечной мышцы дает и другие побочные проблемы — аритмический шок, астму сердца. Как понятно практически каждому, тахикардия это опасно и может окончиться внезапным летальным исходом.

Но даже при самом благоприятном прогнозе, когда болезнь не приводит к серьезным последствиям, она крайне тяжело переносится организмом. При нарушении сердечного ритма человек быстро начинает чувствовать усталость, одышку, сильное головокружение и боли в груди. Поэтому даже сами симптомы могут представлять опасность для здоровья.

Как не допустить развитие опасных последствий этого вида аритмии?

Прежде всего, нужно внимательно слушать свой организм. При первых признаках участившегося ЧСС в состоянии покоя обратиться за медицинской помощью, найти причину и сосредоточиться на ее лечении. Тахикардия может быть хронической, когда ее признаки ощущаются постоянно, что весьма опасно скорейшим развитием основного заболевания. Это состояние требует пристального наблюдения и постоянного контроля врача.

Но даже эпизодические приступы нельзя оставлять без внимания, иначе они могут привести к развитию хронической формы. Главное, что нужно помнить — это сигнал, который подает нам сердце, когда в организме что-то идет не так.

Что такое трехчленный ритм? Что такое “ритм галопа”? Его варианты.

Тон открытия митрального клапана, выслушиваемый вместе с громким (хлопающим) I то­ном, характерным для митрального стеноза, и II тоном образует свое­образный трехчленный ритм, напоминающий крик перепела, — ритм перепела.

Усиление одного из этих тонов образует трехчленный ритм, называемый ритмом галопа, так как он напоминает топот скачущей лошади. Тон, обра­зующий ритм галопа, обычно тихий и низкий, всегда сопровождается толч­ком в области верхушки, поэтому лучше выслушивается при непосредствен­ной аускультации ухом; через фонендоскоп ритм галопа лучше выслушивает­ся после умеренной физической нагрузки и в положении на левом боку. По времени появления добавочного тона в диастоле различают протодиастолический (в начале диастолы), мезодиастолический (в середине ее) и пресистолический (в конце диастолы) галоп. По происхождению ритм галопа может быть желудочковым и предсердным.

Протодиастолический ритм галопа возникает при значительном снижении тонуса миокарда желудочков. При этом наполнение их кровью в начале диа­столы сопровождается более быстрым растяжением их стенок и появлением звуковых колебаний, воспринимаемых как добавочный тон. Этот тон возни­кает через 0,12 — 0,2 с после II тона и является усиленным физиологическим III тоном.

Пресистолический ритм галопа возникает при усилении физиологического IV тона, которое обусловлено снижением тонуса миокарда желудочков и бо­лее сильным сокращением предсердия. Усиленное сокращение переполненного предсердия увеличивает выброс крови в желудочек, а снижение тонуса мио­карда желудочка вызывает ускоренное растяжение его стенок. Пресистоличе­ский галоп лучше выявляется при замедлении атриовентрикулярной проводи­мости, когда систола предсердий отделена от систолы желудочков большим, чем в норме, отрезком времени.

При тяжелом поражении миокарда могут значительно усиливаться оба тона — III и IV, но при тахикардии они сливаются и обнаруживаются в сере­дине диастолы как единый галопный тон — мезодиастолический (суммиро­ванный) ритм галопа. Ритм галопа — важный признак слабости миокарда, имеющий большое диагностическое и прогностическое значение. Он появляет­ся при тяжелом поражении сердца у больных инфарктом миокарда, гипертонической болезнью, миокардитом, кардиомиопатией, хроническим нефритом, декомпенсированными пороками сердца.

Резкое учащение сердечного ритма приводит к укорочению диастолической паузы настолько, что она становится почти равной систолической. Если при этом тоны сердца, выслушиваемые у верхушки, приблизительно одина­ковы по звучности, возникает своеобразная аускультативная картина, напо­минающая тоны сердца плода или ход часов: эмбриокардия, или маятникообразный ритм. Это наблюдается при острой сердечной недостаточности, приступе пароксизмальной тахикардии, высокой лихорадке и других патоло­гических состояниях

Обязательные точки аускультации для оценки тонов сердца. Характеристика нормальных тонов сердца.

Положение пациента стоя. Выслушивается в следующих точках аускультации:

Верхушка сердца

Второе межреберье справа у края грудины

Второе межреберье слева у края грудины (+ на вдохе)

На грудине у места прикрепления пятого ребра справа

Место прикрепления 3 – 4 ребер слева у грудины (зона Боткина – Эрба)

Место прикрепления к грудине 3 ребра слева

На грудине на основании мечевидного отростка

Шестой и седьмой не обязательны.

Оцениваем: сердечная деятельность регулярная. В стандартных точках аускультации выслушивается два тона. На верхушке сердца первый тон громче и ниже второго. На аорте и легочном стволе второй тон громче и выше первого. В зоне легочной артерии на вдохе выслушивается расщепление второго тона. Акцента второго тона на аорте и легочном стволе нет. Шумов в указанных точках, а также в зонах Боткина – Эрба нет.

Во время работы сердца возникают звуки, которые называют тонами. В отличие от му­зыкальных тонов эти звуки состоят из суммы колебаний разной частоты и амплитуды, т.е. с физической точки зрения являются шумами. Единственным отличием тонов сердца от шу­мов, которые также могут возникать при работе сердца, является краткость звука.

Во время сердечного цикла может возникать от двух до четырех тонов сердца. Первый тон систолический, второй, третий и четвертый — диастолические. Первый и второй тоны есть всегда. Третий может быть слышен у здоровых людей и при различных патологических состояниях. Слышимый четвертый тон, за редким исключением, патологический. Тоны об­разуются вследствие колебаний структур сердца, начальных отрезков аорты и легочного ствола. Фонокардиография позволила выделить в первом и втором тонах сердца отдельные компоненты. Не все они слышимы непосредственно ухом или через стетоскоп (фонендо­скоп). Слышимые компоненты I тона образуются после закрытия атриовентрнкулярных кла­панов, а второго — после закрытия полулунных клапанов аорты и легочного ствола.

Кардиогемические системы. Тоны образуются не только благодаря вибрации клапанов, как это представлялось в прошлом. Для обозначения комплексов структур, колебания кото­рых вызывают появление тонов, Р.Рашмер предложил термин кардиогемические системы.

1.4. Характеристика нормальных тонов сердца.

Первый и второй тоны сердца обычно, даже в патологических условиях, слышны над всей предсердечной областью, но оценка их производится по месту образования. Основными параметрами тонов являются громкость (интенсивность), продолжительность и высота (час­тотная характеристика). Также обязательно отмечается наличие или отсутствие расщепления тона и его особые признаки (например, хлопающий, звенящий, металлический и др ). Врач обычно сравнивает первый и второй тоны в каждой точке аускультации, однако он должен, а это более трудная задача, сравнить выслушиваемый тон с его должной характеристикой в данной точке у здорового человека с такими же, как у пациента, возрастом, массой и тело­сложением.

Громкость и высота тонов. Абсолютная громкость тонов зависит от многих причин, в том числе и не связанных с самим сердцем. Сюда относятся физическое и эмоциональное состояние человека, телосложение, степень развития мышц грудной клетки и подкожного жира, температура тела и т. д. Поэтому при оценке громкости тона надо учитывать многие моменты Например, приглушенность тонов у тучного человека — явление вполне ес­тественное, так же, как и усиление тонов при лихорадке.

Необходимо учитывать неодинаковое восприятие человеческим ухом звуков одинако­вой интенсивности, но разной высот. Существует так называемая «субъективная гром­кость». Ухо значительно менее чувствительно к очень низким и очень высоким звукам. Лучше всего воспринимаются звуки с частотой в диапазоне 1000-2000 герц. Тоны сердца яв­ляются очень сложными звуками, составленными из многих колебаний разной частоты и ин­тенсивности. В первом тоне преобладают низкочастотные, во втором — высокочастотные составляющие. Кроме того, при сильном давлении стетоскопом на кожу она натягивается и, становясь мембраной, гасит низкие и усиливает высокочастотные составляющие. То же са­мое происходит при использовании инструмента с мембраной. Поэтому второй тон часто воспринимается более громким, чем он есть на самом деле. Если на ФКГ у здорового чело­века при записи с верхушки сердца первый тон всегда имеет большую амплитуду, чем вто­рой, то при выслушивании может сложиться впечатление, что громкость их одинакова. И все-таки, чаще первый тон на верхушке громче и ниже второго, а на аорте и легочном стволе второй ток громче и выше первого.

/У/хжДгдагм/пельлос/пь тоноа. Этот параметр не может быть оценен на слух. Хотя пер­вый тон на ФКГ обычно продолжительнее второго, слышимые их части могут быть одинако­выми. При расщеплении одного из тонов он становится часто продолжительнее другого.

Расщепление нормальных топов сердца. Два громких компонента первого тона обычно сливаются в один звук, однако интервал между ними может достигать существенной вели­чины (30-40 мс), что уже улавливается ухом как два близких звука, т е. как расщепление первого тона. Оно не зависит от дыхания и выслушивается постоянно непосредственно ухом или через стетоскоп с воронкой небольшого диаметра (еще лучше через жесткий стетоскоп), если его не прижимать сильно к телу больного. Расщепление слышно только на верхушке сердца.

Нужно ли лечить патологические ритмы?

Терапия при наличии патологических ритмов у больного необходима только после тщательного обследования и установки точного диагноза. Тип лечебного учреждения, где будет осуществляться лечение, зависит от основного заболевания. Так, например, гипертония, приведшая к гипертрофии левого желудочка, может динамически наблюдаться в условиях поликлиники, а более тяжелая патология (инфаркт, миокардит, тяжелая сердечная недостаточность) обязательно должны лечиться в условиях стационара. Митральный стеноз при впервые установленном диагнозе также требует дообследования и подбора терапии в стационаре, где будет определена необходимость хирургической коррекции порока.

2012-2020 sosudinfo.ru

Перейти в раздел:

Заболевания сердца и аорты, аритмология, функц. диагностика, кардиофармакология и хирургия

Рекомендации читателям СосудИнфо дают профессиональные медики с высшим образованием и опытом профильной работы.

При каких заболеваниях встречаются патологические ритмы сердца?

Исходя из вышесказанного, при аускультации сердца врач может заподозрить наличие той или иной патологии сердца у пациента.

1. Ритм галопа, как правило, может быть обусловлен:

  • острым инфарктом миокарда,
  • острым миокардитом (воспалением сердечной мышцы),
  • гипертрофией левого желудочка (при артериальной гипертонии, стенозе устья аорты ревматического или атеросклеротического генеза),
  • дилатационной кардиомиопатией (при ишемической болезни сердца),
  • острой левожелудочковой недостаточностью,
  • хронической левожелудочковой недостаточностью вследствие постинфарктного или постмиокардитического генеза.

2. Ритм перепела обусловлен стенозом левого атрио-вентрикулярного отверстия (митральным стенозом). Эта патология является приобретенным пороком сердца, развивающимся вследствие перенесенной острой ревматической лихорадки, скарлатины, ангины или хронического тонзиллита.

Какое обследование в дальнейшем необходимо?

В том случае, если врачу при осмотре удалось выслушать ритм галопа или ритм перепела, он должен направить пациента на дообследование. В первую очередь необходимо проведение ЭКГ и рентгенографии грудной клетки. Любое из перечисленных заболеваний можно выявить при выполнении данных методов (инфаркт – на ЭКГ, гипертрофия или дилатация сердца – на рентгенограмме и т. д.).

Для уточнения характера патологических тонов в сердце используется фонокардиография (ФКГ) – исследование, при котором с помощью микрофона усиливаются звуки тонов, а затем преобразуются в графическое изображение при помощи писчего устройства. ФКГ интерпретируется специалистом и помогает достоверно выяснить, чем обусловлены патологические звуковые феномены. Часто ФКГ проводится детям при подозрении на порок сердца.

Как и при каких патологиях образуется ритм галопа (РГ)

У здорового сердца отчетливо слышны два чистых тона — I и II. У астеников иногда добавляются еще два физиологических — III и IV. Тяжелые поражения миокарда, сопровождающиеся учащенным сердцебиением, рождают аускультативный феномен — диастолический ритм галопа.

Эти последовательные звуки, напоминающие лошадиный аллюр, образуют I и II тоны, к которым присоединяется третий. Он представляет собой третий или четвертый тон сердца (или их слияние), которые в данном случае рассматриваются как патологические. Данный тон при разнообразных заболеваниях появляется в начале, середине или конце диастолы (расслабление мыщцы сердца).

3 типа ритма галопа:

  1. РГ протодиастолический возникает сразу за II тоном. Его вызывает понижение тонуса сердечной мышцы. Звук образуется из-за быстрого растяжения стенок желудочка во время наполнение. Это III физиологический тон. Выслушивается, когда мышечная ткань левого желудочка сильно расслаблена и растянута.
  2. Пресистолический (перед систолой) образуется вибрацией стенок желудочков. К ним присоединяется физиологический IV тон — звук сокращения предсердий.
  3. Мезодиастолический ритм галопа — это когда на фоне тахикардии в середине диастолы в качестве дополнительного сливаются патологические III и IV тоны.

Диастолический ритм галопа появляется при инфарктах миокарда, кардиомиопатиях и сердечной недостаточности, сопровождающей гипертоническую болезнь и нефриты. Для точной диагностики ритма перепела и галопа используется методика фонокардиографии.

Механизм формирования ритма галопа

Патологический трехчленный сердечный ритм, возникающий при тяжелых поражениях сердечной мышцы и почти всегда сопровождающийся тахикардией, носит название ритма галопа, так как по звуковым качествам напоминает быстрый бег лошади. Он может быть протодиастолическим (“после” диастолы, сразу же после II тона) и пресистолическим (“перед” систолой, через более длительный промежуток времени после II тона, сразу же перед I тоном). Но в любом случае, для ритма галопа характерно наличие патологического III и патологического IV тонов, обусловленных или выраженной сердечной недостаточностью с потерей мышечного тонуса левым желудочком, или гипертрофией левого желудочка, соответственно.

Протодиастолический ритм галопа чаще встречается при перегрузке левого желудочка объемом, как, например, при дилатационной кардиомиопатии, когда полость левого желудочка значительно увеличена и расширена.

Предсистолический подтип ритма галопа чаще встречается при гипертрофической кардиомиопатии, когда возникает перегрузка левого желудочка давлением.

Оба подтипа ритма галопа часто называют “криком сердца о помощи”, или криком сердца о дигиталисе (группа сердечных препаратов, называемых сердечными гликозидами, получаемых из растения наперстянки и используемых при терапии сердечной недостаточности).

Мелодию сердца при ритме галопа можно буквенно обозначить, как:

– та – та – та – та – та – та – та – I тон – II тон – III+IV тон – I тон – II тон – III+IV тон – I тон

Видео: звук ритма галопа

Как формируется ритм перепела

При стенозе митрального клапана во время аускультации ритм перепела слушать необходимо у верхней части сердца. Клапан, отделяющий левое предсердие от желудочка, представляет собой двустворчатую перегородку. Это две пластинки соединительной ткани, задача которых предотвратить обратный заброс крови в предсердие из желудочка. Обычно во время диастолы створки открываются и плотно прижимаются к мышечным стенкам, свободно пропуская поток крови. Во время сокращения створки плотно смыкаются, предотвращая обратный ток крови.

Одной из патологий левосторонней клапанной структуры является стеноз. Здоровый митральный клапан перекрывает отверстие площадью от 4 до 6 кв. см. Сужение просвета между предсердием и желудочком до 2 и менее сантиметров происходит, когда по причине воспалительных или иных патологических процессов ткань створок сращивается с краями атриовентрикулярного отверстия, на ней образуются спайки и рубцы.

Створки становятся ригидными (неэластичными), поэтому звук их закрытия хорошо прослушивается. Ритм перепела — это хлопающий, громко звучащий I тон сердца и расщепленный II. Тройная мелодия напоминает крик птицы.

При митральном стенозе ритм перепела обусловлен усилением I тона. Оно происходит, потому что левый желудочек наполняется не полностью. Кардиомиоциты реагируют повышением напряжения (для проталкивания недостаточного количества крови им приходится больше сокращаться), что и вызывает усиление звука. Далее следует обычный II тон, акцентирванный смыканием створок другого клапана — легочного.

Сразу следом образуется дополнительный звук, создаваемый митральным клапаном, — при его открытии. Он сливается с III нормальным тоном и усиляет предыдущий, формируя феномен расщепления II тона. Ритм перепела при митральном стенозе — это один из первых «доэлектрокардиографических» симптомов болезни.

Механизм формирования ритма перепела

Кроме ритма галопа, трехчленностью также обладает ритм перепела. Данный ритм обусловлен кажущимся раздвоением II тона. На самом деле II тон не раздваивается, просто к нему присоединяется звук, называющийся “митральным щелчком”. Возникновение такого добавочного тона обусловлено наличием спаек и комиссур между створками митрального клапана, поэтому при открытии клапана возникает характерный щелкающий звук. Ритм перепела наиболее отчетливо выслушивается в точке проекции митрального клапана (в пятом межреберье под соском). Добавочный тон начинается в диастолу и его можно услышать сразу после II тона. По-другому он называется ТОМК, или тоном открытия митрального клапана.

Вместе с дополнительным тоном, при сужении митрального клапанного кольца более интенсивными становятся и первые два тона. Так, I тон усиливается за счет того, что левый желудочек вибрирует сильнее в силу меньшего потока крови в него, чем в норме. То есть мышца создает более сильный звук. II тон усиливается за счет звука открытия клапанов легочной артерии. Это обусловлено тем, что при митральном стенозе кровь не полностью поступает в желудочек, соответственно, в левом предсердии объем крови больше, чем в норме, а в приносящих в левое предсердие кровь легочных венах нарастает давление – формируется легочная гипертензия. В условиях легочной гипертензии клапаны легочного ствола, наоборот, выносящие кровь из правого желудочка в артерии легких, захлопываются громче, чем обычно – II тон усиливается.

Буквенное обозначение мелодии сердца при ритме перепела:

– спать – по – ра – спать – по – ра – I тон – II тон – доп. тон – I тон – II тон – доп. тон

Видео: звук ритма перепела

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]